В результате изменения порядка формирования состава комитетов по вопросам регламента, по вопросам избрания судей ЕСПЧ и по мониторингу — единственных, члены которых выдвигаются политическими группами, а не национальными делегациями — украинские депутаты лишились мест в первых двух. Глава украинской делегации в ПАСЕ Владимир Арьев назвал это мелкой местью за принципиальную позицию его соотечественников по изменению регламента в угоду РФ.
В интервью изданию Украина.ру эксперт Киевского центра политических исследований и конфликтологии Алексей Попов призвал не придавать происходящему такого значения, какое придают украинские депутаты с болезненно уязвлённым самолюбием.
«Роль регламентного комитета будет такова, что он вместе с другими комитетами, но на правах профильного, предложит изменения регламента, но последнее слово — за общим голосованием. Конечно, мнение комитета имеет большое значение, но я вспоминаю дебаты на осенней сессии ПАСЕ: почти никто из депутатов не мог говорить прямо, что необходимо присутствие России, но те, кто выступал за изменение регламента, говорили как-то стыдливо, а те, кто был за сохранение действующих норм, говорили открыто. Такая позиция не связана с тем, что в регламентном комитете было определённое количество украинских депутатов, — тогда вопрос заключался в том, усложнять ли механизм принятия санкций, и они решили перенести решение этого вопроса», — заявил политолог.
Киев опасается, что теперь регламентный комитет снимет санкции с Москвы, что позволит ей вернуть своих представителей в зал заседания. Однако, как пояснил Попов, речь идёт об изменении самого регламента ПАСЕ для того, чтобы смогла вернуться не только Россия. Речь идёт формально о том, что государство, которое участвует на заседаниях Совета Европы в других структурах на полноправном уровне, должно быть полноправным и в Парламентской ассамблее. Но при этом ПАСЕ лишается такого рычага, как санкции в отношении парламентских делегаций, которые по сути являются санкциями в отношении государств.
Тем не менее, как отметил политолог, все изменения, которые готовились в регламент, всё равно не устраивают Россию, поскольку речь идёт не о том, чтобы делегация могла голосовать при любых условиях, а о повышении порога для принятия решения о лишении её каких-либо прав.
«Когда осенью обсуждался этот вопрос, были сигналы, что это Россию не устраивает. Но сигналы были от депутатов или бывших депутатов, а не на решающем уровне. Россия не может сказать, что ПАСЕ ей не нужна, — ей хотелось бы вернуть делегацию, но на своих условиях, и это можно было бы трактовать как начало процесса, который приведёт и к снятию санкций, потому что это можно трактовать как смену настроений в Европе», — заявил Попов.
Кроме того, он обратил внимание на тот факт, что вчера стало известно не только об исключении украинских депутатов из состава комитетов, но и о проведении 24 января срочных дебатов о ситуации в Азовском море и Керченском проливе, причём в отличие от других ситуаций даже не был вынесен на голосование вопрос, нужно ли проводить эти дебаты.
«Вот Бюро ПАСЕ решило — будем проводить. Как на партийном собрании в СССР, хотя, с другой стороны, это показывает и общий настрой Ассамблеи. Первоначально была объявлена тема «российская агрессия», сейчас она заявлена более нейтрально, только непонятно, какой будет общий настрой на этих дебатах, и это всегда будет козырем для украинской стороны, хотя такое мероприятие обычно не предполагает принятия какой-либо резолюции», — сказал Попов.
21 января делегаты переизбрали председателя ПАСЕ Лилиан Мори Паскье на второй срок. Выступая перед Ассамблеей, она подчеркнула, что все государства-члены должны выполнять свои финансовые обязательства, а Совет Европы не может быть объектом шантажа. При этом она заявила о необходимости продолжения политического диалога с Москвой.
«ПАСЕ переживает по поводу сокращения российского и заодно турецкого взноса, и ей нужно, чтобы Россия платила деньги, а её депутаты желательно присутствовали на принятии всех этих антироссийских резолюций, поскольку без участия России в Совете Европы ПАСЕ теряет смысл своей работы. Можно, конечно, принимать резолюции с осуждением, но не будет уже механизмов какого-либо воздействия на Россию, и в этом случае ПАСЕ потеряет деньги от российского взноса», — сказал Попов.
В апреле 2014 года Россию лишили права голоса в ПАСЕ из-за присоединения Крыма по итогам референдума. В связи с этим российская делегация приостановила участие в деятельности Парламентской ассамблеи и частично прекратила платить членские взносы. По словам главы комитета Совета Федерации по международным делам Константина Косачёва, взнос России в бюджет Совета Европы превышает весь бюджет ПАСЕ.