После решения Совбеза Украины и появления указа президента о введении военного положения (ВП) политики и эксперты заговорили о почти неизбежном переносе президентских выборов. Звучали предположения, что именно в этом и заключается цель ВП. Но Верховная Рада такого подарка Порошенко не сделала, сократив в ходе торгов срок военного положения с 60 до 30 дней и ограничив его действие десятью регионами. Отдельным постановлением обозначена дата президентских выборов — 31 марта 2019 года.
Зачистить Юго-Восток
Вроде бы Порошенко ничего не выиграл. Но если посмотреть на карту страны после введения военного положения, то сразу возникают подозрения, что истинная цель нынешней власти вполне прозаична — любым способом отсечь «третьесортных» (в понимании Киева) украинцев от возможности свободного волеизъявления.
«…Партии Майдана проголосовали за военное положение в десяти регионах, которые преимущественно относятся к нелояльному Юго-Востоку, — Винницкая, Луганская, Николаевская, Сумская, Одесская, Харьковская, Черниговская и Херсонская, Донецкая и Запорожская области. Здесь можно будет купировать социальные протесты, усиленно внедрять патриотическую церковь, а при случае постараться отсечь от голосования местных жителей», — отметил на своей странице в Facebook публицист и общественный деятель Андрей Манчук.
Это серьёзная возможность для власти, учитывающей общественные настроения. А настроения эти — тревожные. Согласно результатам проведённого с 19 октября по 2 ноября 2018 года опроса КМИС, Центра Разумкова и социологической группы «Рейтинг», наиболее актуальными угрозами для страны граждане Украины считают экономический упадок (59%), массовый выезд украинцев за границу (59%) и обнищание населения (51%).
«О девальвации гривны, вымирании населения, развале страны, росте преступности и ухудшении здоровья нации как об угрозах, говорят от 32% до 39% опрошенных. Полномасштабную войну с Россией, безвластие, деградацию населения считают актуальными угрозами сегодня более четверти опрошенных. О возможных экологических катастрофах говорит каждый пятый», — отметили социологи.
Есть, разумеется, региональные различия: экономический упадок как угрозу чаще выбирали на Юге, массовый выезд украинцев — в Галичине. Проблемы девальвации гривны, вымирания населения, развала страны, роста преступности и деградации населения как угрозы более актуальны для жителей Юго-Востока. На полномасштабной войне с Россией, безвластии и анархии чаще акцентировали внимание респонденты Галичины и Центра.
Кроме того, отмечают социологи, прозападный вектор пользуется более высоким уровнем поддержки среди жителей центрально-западных регионов. В целом «за последние два года уровень поддержки вступления Украины как в ЕС, так и в НАТО несколько снизился».
Наконец, отношение к России. По результатам исследования, в целом по стране 63% опрошенных считают Россию агрессором в отношении Украины, 22% — противоположного мнения, еще 15% — не определились с ответом на этот вопрос. Больше всего тех, кто не считает Россию агрессором (или воздержались от ответа), среди респондентов Юга, Востока и Донбасса. Понятно, что такие избиратели опасны не только для Порошенко, но и для всех политиков и партий Майдана.
Поэтому, как отметил депутат Рады и лидер партии «Наши» Евгений Мураев, «военное положение введено в тех областях, где власть гарантированно проигрывает выборы». Впрочем, география ВП (равно как и сроки действия) могут легко измениться.
Ввести военное положение, чтобы забрать церкви
Некоторые эксперты связывают желание Порошенко ввести военное положение (пусть пока только на 30 дней) не столько с желанием перенести выборы, сколько с подготовкой к созданию «единой церкви» и томосу об автокефалии — это всё как будто бы должно свершиться как раз в декабре. И возможные массовые протесты в случае, если начнётся захват православных храмов (а сомневаться в этом не приходится), заранее объявлены «вне закона».
В целом режим военного положения, введённый не на всей территории страны, а в ряде областей, мало что даст, считает политолог Вадим Карасёв. Но опять же стоит присмотреться к карте.
«Единственно, что тут может (быть. — Ред.), если посмотреть на всю эту карту (карту Украины после введения военного положения. — Ред.) и Винницкую область, ну, против московских попов можно там применить какой-то режим чрезвычайного положения и военного положения. Да, потому что как раз эта карта, она показывает, где больше находится Украинская православная церковь так называемого Московского патриархата», — сказал Карасёв в комментарии каналу «112 Украина», добавив, что остаётся ещё Тернополь (в Тернопольской области расположена Почаевская лавра. — Ред.), но там могут быть применены другие мероприятия.
30 дней — это много или мало?
Порошенко вынужден был пойти на компромисс, сократив срок военного положения с 60 суток до 30, под влиянием совокупности факторов, считает политолог Руслан Бортник. По его мнению, высказанному в кулуарах Рады, это «и объединение коалиции, и позиция «Народного фронта», и точка зрения Запада». Однако и за 30 дней сделать можно многое.
«Выборы уже идут, и 30 дней, которые выиграл президент, вполне достаточно, чтобы ослабить, а то и ликвидировать всю протестную активность: евробляхеров, противников повышения тарифов, шахтёров», — сказал Бортник.
Власти есть о чём беспокоиться. Политолог Михаил Погребинский в интервью изданию Украина.ру отметил, что на Украине «есть запрос на политический курс, альтернативный нынешнему: 75-80% людей считают, что страна идёт в неправильном направлении».
По словам эксперта, этот запрос есть и со стороны Запада страны, который требует большей радикализации, и со стороны Востока.
«Обе части страны объединяет антиолигархическая направленность и неприятие коррупции, — отметил Погребинский. — Отличает же их пассионарность Запада, ведущего борьбу за строительство своей Украины в Украине, и молчаливый отказ Востока воспринимать эту новую Украину».
Похоже на то, что даже «молчаливый отказ» Востока участвовать в строительстве бандеровской Украины пугает Киев.
Что касается срока, то лиха беда начало. За 30 дней может многое случиться — например, какие-нибудь катера снова выйдут в поход, или произойдёт обострение ситуации в Донбассе… Что-нибудь да даст повод продлить режим ВП и, возможно, распространить его на всю территорию страны.
Ведь введение военного положения не было спонтанным порывом. «Объективно нормативная база военного положения практически готова. Правительство готовило всю нормативную базу ещё с 2014 года — есть 20 постановлений, регулирующих разные аспекты военного положения, — отметил на своей странице в Facebook политолог Андрей Золотарев, напомнив: «меньше месяца назад, например, разработано положение о порядке эвакуации населения».
Таким образом, можно констатировать: права и свободы граждан ограничены в регионах Украины, где не верят в «агрессию» России, где слабо голосуют за Порошенко и партии Майдана, где сосредоточены прихожане канонической Украинской православной церкви, не приветствующие, мягко говоря, идею автокефалии.
Напомним, 26 ноября Порошенко подписал указ о введении военного положения по всей стране на 60 дней, однако депутаты Верховной Рады вынудили его сократить срок до 30 дней и ограничить территорию 10 регионами, граничащими с Россией и Приднестровьем: Винницкой, Луганской, Николаевской, Сумской, Одесской, Харьковской, Черниговской и Херсонской, Донецкой и Запорожской областями.
Международная правозащитная организация Freedom House призвала украинскую власть лимитировать применение каких-либо ограничений прав лишь необходимыми, «сосредоточившись на конкретной угрозе безопасности, а не на широком использовании возможности сужать свободы».