Меджлис активно вел свою работу в Крыму во времена украинской власти. Его лидеры — Мустафа Джемилев и Рефат Чубаров — использовали организацию волюнтаристски, даже имущество общины оформляли лично на себя. В общем, сделали из национальной проблемы личный бизнес, зачастую игнорируя при этом мнение самих крымских татар, от лица которых якобы и действовал меджлис.
Сегодня Чубров и Джемилев являются в Крыму персонами нон грата, а меджлис и его деятельность стали незаконными. При этом Мустафа Джемилев до сих пор является владельцем имущества, которое досталось мусульманам Крыма от благотворителей. Недвижимость, которая была куплена на пожертвования, была и остается оформлена на его на фонд «Крым». Следовательно, воспользоваться ей по прямому назначению с юридической точки зрения сегодня нельзя, и десятки объектов, которые могли бы стать больницами, мечетями и музеями и которые по сути принадлежат крымско-татарской общине, простаивают в запустении и в прямом смысле гниют на корню, не принося пользы даже тем, ради которых все это создавалось — крымским татарам.
Это и стало поводом для возмущения крымско-татарской общественности. Но, похоже, вскоре присвоенное Джемилевым добро вернется в руки народа. На шестом курултае мусульман Крыма (иначе говоря, народном собрании) было решено обратиться к власти с предложением передать Духовному управлению мусульман Крыма имущество фонда «Крым». Так что десятки объектов недвижимости запрещённого меджлиса вскоре могут быть национализированы.
«Имущество, оформленное на фонд «Крым» Мустафы Джемилева, было куплено на деньги, полученные от благотворительных организаций и мусульманских диаспор со всего мира, — рассказывает изданию Украина.ру заместитель муфтия мусульман Крыма Айдер Исмаилов. — Именно поэтому оно не может принадлежать какому-то одному лицу. Оно принадлежит всему крымско-татарскому народу и должно использоваться во благо этого народа и всего Крыма».
В украинские времена это имущество использовалось не по назначению, продолжает Исмаилов. В итоге все пришло в упадок, и если сегодня представители фонда «Крым» не могут находиться в республике, то записанное на них добро должно служить народу.
А народу среди прочего должна служить больница в селе Пионерское. Меджлис получил на нее от Турции около 7 миллионов долларов. Комплекс зданий был построен и туда даже завезли томограф. Таких аппаратов было всего два на всю Украину. Но здание простояло без дела 10 лет, и томограф пришел в негодность. Само строение, кстати, сегодня даже никто не охраняет. Оно простаивает, покрываясь плесенью.
«Если мы найдем инвесторов, — говорит заместитель муфтия, — мы сможем восстановить это медучреждение. Там ведь должна была открыться женская консультация. По мусульманским обычаям женщину может осматривать только гинеколог женского пола. Но это не означает, что в эту больницу смогут ходить только мусульманки. Ее двери будут открыты для всех».
Вскоре открыть свои двери сможет и долгожданный музей крымско-татарской культуры. Разместить его планируют в бывшем офисе меджлиса в самом центре Симферополя, на улице Шмидта. Здание, о котором идет речь, стоит пустым уже несколько лет. Его стены расписаны вандалами и оклеены объявлениями. Неоднократно этот бывший офис меджлиса поджигали, обливали краской, и сегодня он просто уродует город.
При этом Духовному управлению мусульман Крыма уже переданы 2 объекта недвижимости, ранее записанные на меджлис. Это здание, где раньше находился институт, построенный Исмаилом Гаспринским в Бахчисарае, и мечеть в Октябрьском районе Крыма.
Но сказать точно, сколько объектов недвижимости будет национализировано, сегодня просто невозможно. Известно лишь, что речь идет о десятках объектов по всему Крыму, среди которых не только административные постройки, но и квартиры.
«Эта организация не раскрывает свои данные и никогда не вела отчетность. Поэтому будем эти объекты устанавливать», — поясняет Исмаилов.
Сложность может возникнуть в другом: на территории Крыма процесс национализации уже давно остановлен, и передать Духовному управлению мусульман что-либо будет непросто. Но учитывая, что, с одной стороны, речь идет о незаконном меджлисе, а с другой — о религиозной организации, власти Крыма уже дали свое предварительное согласие. Премьер-министр республиканского правительства Сергей Аксенов пообещал, что власть пойдет на уступки крымско-татарской общине в вопросе национализации имущества меджлиса.