14 ноября правительство Чехии приняло решение об отступлении этого государства от глобального пакта ООН по миграции, о чем ранее сообщил журналистам глава МИД Чехии Томаш Петршичек. А 8 ноября чешский президент Милош Земан однозначно отверг глобальное соглашение ООН по миграции. Политик в интервью местному телевидению заявил, что соглашение не различает деления миграции на легальную и нелегальную, чем очень легко на практике злоупотребить.
«К тем странам, которые уже заявили о том, что не поддерживают данный пакт, я бы добавил также Польшу, в которой нет никаких мигрантов, но ее политики заглядывают вперед», — сказал Земан.
При этом Чехия и Польша фактически выступают только против тех мигрантов, которые в дальнейшем смогут претендовать на пособия и другую помощь от государства. А вот за мигрантов трудовых, которых требует растущая экономика обеих стран, Прага и Варшава готовы даже конкурировать.
Главный источник таких гастарбайтеров вот уже пятый год — Украина, однако чешский и польский подходы к их привлечению имеют существенные различия.
Главное из них — получение разрешения на трудоустройство в Чехии происходит в рамках квот, которые правительство этой страны каждый год утверждает для граждан разных стран. К примеру, 22 октября 2018 года официальная Прага согласилась вдвое увеличить число разрешений на прием работников из Украины. Это означает, что со следующего года трудоустроиться в этой стране смогут 40 тысяч украинских граждан.
Инициаторами изменений выступили чешские фирмы и компании, которые получили правительственную поддержку. По оценкам аналитиков, после увеличения квот общий доход государственного бюджета Чехии от трудоустройства граждан Украины может достичь 10 миллиардов крон (около 430 миллионов долларов). Нелегальное трудоустройство украинцев в Чехии, конечно, случается, но в основном люди приезжают в страну с официально оформленными разрешениями на работу и рабочими визами.
В Польше же после вступления в силу украинского безвиза поток гастарбайтеров из Украины стал абсолютно неконтролируемым. Хотя формально биометрический паспорт сам по себе не дает права на работу, и многие украинцы продолжают работать нелегально, ныне в Польше для граждан Украины существует возможность на протяжении нескольких дней в упрощенном режиме получить разрешение на работу на срок 6—9 месяцев. Формально такое право есть и у граждан Армении, Белоруссии, Грузии, Молдовы и России, но реально им пользуются разве что белорусы.
И хотя крупные польские работодатели постоянно лоббируют упрощение легализации работников из экс-СССР, в первую очередь из Украины, на длительный срок, большинство украинских гастарбайтеров в Польше работает по три месяца. На этот срок не нужно открывать визу. И хотя, как свидетельствует свежий отчет польской компании Work Servicе, уже больше года почти каждое второе предприятие в Польше заявляет о проблемах с привлечением новых сотрудников и даже миллионов украинцев не хватает для заполнения всех вакансий, пока получение разрешения на длительную работу в Польше сопряжено со значительными трудностями.
К примеру, так называемого «воеводского разрешения», которое дает возможность гражданину Украины получить рабочую визу на один-два года, можно ждать несколько месяцев, даже если работодатель подготовил полный пакет документов. Ситуация с «картами побыту» (разрешениями на временное проживание и работу) — значительно хуже: после подачи заявки на этот документ его можно ожидать более года (хотя установленный законом срок — три месяца). Да, всё время ожидания можно легально находиться и работать в Польше — однако покидать территорию страны запрещено. К этому надо прибавить, что официально в Польше находится около 2 миллионов украинцев (так утверждают польские политики). Но реально, по информации автора статьи, их значительно больше — около трех миллионов.
Кроме того, хотя «карту побыту» можно оформить на срок до трех лет, польские власти всё чаще выдают однолетние документы, то есть сразу после получения карты нужно готовить заявку на следующую. И хотя по состоянию на 1 июля 2018-го гражданам Украины выдано 163 тысячи разрешений на временное проживание и работу в Польше, то есть почти половина из общего числа в 350 тысяч, фактически этот документ имеют не более 20% украинских гастарбайтеров.
Очевидно, такая политика польских властей связана с тем, что после пяти лет подряд временного пребывания в Польше мигрант может претендовать на статус постоянного жителя, а после пяти лет жизни в этом статусе — на польское гражданство. Находясь в Польше более полутора лет, я не слышал и не читал ни одной истории о гражданине Украины, которому удалось бы пройти этот путь и получить паспорт с польским орлом.
Единственная категория граждан Украины, у которой есть возможность приобрести польское гражданство по ускоренной и упрощенной процедуре, — это владельцы «карты поляка». Она сразу же после переезда в Польшу обменивается на «карту постоянного жителя», а та уже на протяжении двух-трех лет — на польский паспорт. Таких новых граждан в Польше, по разным оценкам, до 25 тысяч (всего граждане Украины получили более 100 тысяч «карт поляка»).
В Чехии стандартный путь натурализации граждан Украины в принципе тот же, что и в Польше, и исключение тоже сделали только для представителей титульной национальности. К примеру, с начала 2015 года официальная Прага реализует программу поддержки переселения этнических чехов на историческую родину. На первом этапе предпочтение отдается гражданам Украины, проживающим в городах и селах, оказавшихся в зоне военного конфликта или в непосредственной близости от мест боевых действий.
Всем переселяющимся, включенным в правительственную программу оказания поддержки, — а речь идет о потомственных волынских чехах — предоставляют единовременную финансовую помощь: по 50 тысяч крон (1800 евро) каждому взрослому, а также по 20 тысяч крон (свыше 700 евро) на ребенка. Этнические чехи получают возможность сразу подать заявление на предоставление им ПМЖ — без необходимости соблюдения условия предыдущего 5-летнего легального проживания на территории. Кроме того, они не обязаны сдавать экзамен на владение чешским языком. Однако за 2015—2017 годы из Украины в Чехию по этой программе переселилось менее 700 человек.