Речь идет как о президентских, так и о парламентских выборах. Опрос проводился с 19 октября по 2 ноября, статистическая погрешность 1,0%.
Триумфаторы — Тимошенко и Зеленский
Во-первых, на второе место в рейтинге президентской гонки впервые вышел шоумен Владимир Зеленский с 7,6% от общего числа опрошенных, 8,8% от числа намеренных голосовать и 11,4% от числа намеренных голосовать и определившихся с выбором. Для сравнения: у Юлии Тимошенко, находящейся на первом месте, соответственно 12,7%, 16,0% и 20,7%, у Петра Порошенко на третьем месте — 6,3%, 8,0% и 10,3%.
Собственно, второе место Зеленского зафиксировал уже предыдущий большой (13,9 тыс. опрошенных) опрос «Рейтинга», КМИС, центра «Социальный мониторинг» и Украинского института социальных исследований, проводившийся с 28 сентября по 16 октября, — 7,6% от общего числа опрошенных, 8,7% от числа намеренных голосовать и 10,7% от числа намеренных голосовать и определившихся с выбором. Но тогда такие данные можно было счесть какой-то аномалией, ошибкой, а новый опрос это подтвердил, да еще и показал усиление его позиций (хотя и в рамках статистической погрешности).
Отчасти это можно объяснить яркой рекламной кампанией очередного сезона сериала «Слуга народа», где Зеленский играет президента Украины (кстати, и одноименная партия, созданная Зеленским, вышла сейчас на второе место в опросе о голосовании на выборах в Верховную Раду с 7,7%, 9,1% и 11,4% голосов соответственно — как мне уже приходилось отмечать, этот результат почти всегда точно равен президентскому рейтингу самого шоумена).
Отчасти — откровенными заявлениями главы студии «Квартал-95» о своей готовности принять участие в реальных выборах и с перетеканием к нему электората другого популярного кандидата с подобным позиционированием, Святослава Вакарчука (нежелание последнего обозначиться с участием в выборах обвалило сейчас его рейтинги до седьмого места, соответственно с 3,7%, 4,3% и 5,5% голосов).
Но подлинным триумфатором, конечно, выглядит Юлия Тимошенко, чье доминирование на президентских выборах становится абсолютным. Как показал большой опрос трех ведущих социологических компаний, в случае выхода во второй тур она победила бы сейчас любых противников: Петра Порошенко со счетом 29% против 14%, Анатолия Гриценко со счетом 27% против 20%, Владимира Зеленского со счетом 26% против 23%, Юрия Бойко со счетом 29% против 16%. С действующим главой и кандидатом «бывшей Партии регионов» все понятно, а вот прочим противникам Тимошенко еще недавно стабильно проигрывала (как незапятнанным большой политикой) — и Гриценко, и Зеленскому, и Вакарчуку. Например, по данным предыдущего большого опроса, во втором туре президентских выборов Тимошенко уступила бы Гриценко со счетом 24,8% к 26,8% (Зеленского в тот опрос по второму туру социологи почему-то не поместили).
Судя по приведенной в опросе динамике рейтингов политиков с 2014 года, такой поддержки, как сейчас, у Тимошенко не было никогда — единственный раз она поднималась до 19% в декабре 2017 года, чтобы затем достигнуть этой величины в сентябре этого года (предыдущий опрос). Причины? Могли, наконец, сказаться огромные суммы, брошенные на продвижение кандидата, о которых 12 октября официально отчиталась «Батькивщина»: 73 млн грн за июль — сентябрь этого года (для сравнения, за апрель — июнь было истрачено 24,8 млн.). Страну с лета буквально «засеивали» рекламой Юлии Владимировны, что едко подмечали на телеканалах, связанных с Порошенко.
Могло сказаться объявленное 19 октября правительством повышение цен на газ для населения, которое оттягивали весь год. Тимошенко всем изрядно надоела, но, как-никак, она — единственный кандидат, способный победить «эту власть», думают люди.
«Скрытая угроза» в лице «борца с русским миром»
Опасность для действующего президента набрал влиятельный бизнесмен (владелец горнолыжного курорта Буковель в Ивано-Франковской области) и внефракционный депутат от этого региона (ранее — депутат областного совета) Александр Шевченко, в последние месяцы успешно выигрывающий президентские праймериз «Украинской партии патриотов — УКРОП» в разных регионах страны. По данным свежего опроса, Шевченко занимает в президентском рейтинге десятое место с 2,1% от общего числа опрошенных, 2,6% от числа намеренных голосовать и 3,3% от числа намеренных голосовать и определившихся с кандидатом.
Не сказать, чтобы этот рейтинг был очень высоким, но, во-первых, Шевченко стартовал с достаточно низких позиций (он довольно мало известен как политик), во-вторых, поддержка стабильно растет по мере того, как кандидат ездит по регионам, выступает перед публикой и выигрывает там праймериз (месяц назад у него было 1,7% от числа всех опрошенных, 2,0% от числа намеренных голосовать и 2,4% от числа от числа намеренных голосовать и определившихся с кандидатом). Новым президентом, конечно, бизнесмену не стать, но удовлетворить свои политические амбиции с результатом, например, 4—5% по всей стране и 10—12% в регионах «за Збручем» (по свежему опросу, в Западной Украине в целом Шевченко набирает 4%, а на Галичине 7% от общего числа опрошенных) он вполне бы при таких тенденциях мог, после чего на правах триумфатора взял бы «под крыло» фракции УКРОПа в местных областных и городских советах (а это весьма полезно для развития и защиты бизнеса) и сделал бы заявку на лидерство в партии в целом.
Для Порошенко этот кандидат неудобен прежде всего тем, что откусывает голоса от его же электората, выстраиваемого сейчас вокруг идеи борьбы с Россией на всех фронтах, только Шевченко с УКРОПом представляют себя как сторонники более жесткой линии. Если бы сейчас вычесть Шевченко из предвыборной гонки, его голоса скорее всего отошли бы к Порошенко и позволили бы ему прорваться на второе место в рейтингах. Именно поэтому уже в конце сентября, когда рейтинги Шевченко пошли на взлет, его бизнес-предприятия начало резко «кошмарить» (с «маски-шоу» и прочим) СБУ.
В Раду могут пройти «Наши» и объединенные националисты
Одна из главных сенсаций свежего большого опроса — рейтинги партии «Наши», которую 26 сентября возглавил и зарегистрировал внефракционный депутат Верховной Рады Евгений Мураев, вышедший перед этим из партии «За жизнь» Вадима Рабиновича. На выборах в парламент страны она получила бы сейчас 3,0% от общего числа опрошенных, 3,9% от числа намеренных голосовать и 4,9% от числа намеренных голосовать и определившихся с выбором, то есть почти гарантированно преодолела бы 5%-й барьер! Для сравнения — у «Оппозиционного блока» сейчас 9,1% от числа намеренных голосовать и определившихся с выбором, у партии «За жизнь» — 4,1%.
Очевидно, что в обществе существует запрос на политическую силу, которая является антитезой не только лично Порошенко или абстрактным «барыгам у власти», но и всему победившему в 2014 году Майдану в целом. Причем антитезой активной и воюющей в публичном поле. Принципиальное оппонирование Мураева националистам на популярных телешоу, преследования его телеканала NewsOne за прошедшие годы со стороны националистов и Администрации президента создали политику популярность и реноме, а наличие собственных медиаресурсов дает возможность продвигать партию.
В шаге от прохождения в Верховную Раду находится и объединенная коалиция националистов, если бы она оформилась в единый список. Предыдущий большой опрос 28 сентября — 16 октября показал, что «Свобода» набирает 3,4% от числа намеренных голосовать и определившихся с выбором, «Правый сектор»* — 0,7%, «Национальный корпус» — 0,6%. Вместе они получили бы 4,7% голосов, еще немного — и прохождение в парламент, и создание там своей фракции, и получение мест в комитетах…
Выступая 8 ноября в эфире ток-шоу на телеканале «112», лидер «Национального корпуса» Андрей Билецкий подчеркнул, что речь идет именно о необходимости создании «единой партии» под выборы 2019 года, но Олег Тягнибок с соратниками к такому варианту относятся отрицательно: «Для "Свободы" бренд имеет большое значение, они не готовы от него отказаться ради внутреннего единства нации и создания общей политсилы».
Логика этого понятна — «Свободе» выгоднее сохранить статус главной и единственной политической силы на правом фланге украинского политикума и ждать (как она ждала все нулевые годы) подходящего момента для прорыва во власть. «Вытягивать» за свой счет конкурентов в ее планы вряд ли входит. К тому же, можно предполагать наличие неких договоренностей между партией и Банковой, ввиду которых на президентские выборы в 2019 году «Свобода» уже выдвинула не своего вождя Тягнибока, а куда менее раскрученного Руслана Кошулинского. Технический кандидат отнимет у Порошенко меньше голосов националистов, зато, видимо, взамен партия получила по линии ЦИК карт-бланш на выборы в паре западноукраинских областей.
Для прочих националистов, подписавших в 2017 году со «Свободой» «Национальный манифест», это крайне неприятный момент, и вслед за Билецким сейчас забеспокоился лидер «Правого сектора»* Андрей Тарасенко, опубликовавший 13 ноября в Facebook пост под выразительным названием «Зачем украинским националистам объединение?», отметив в нем лидеров всех перечисленных далее националистических организаций.
«Националистам не к лицу вечно играть в борьбу ради борьбы, — адресует "соратникам" из других партий упреки и призывы Тарасенко. — Нужна победа. Цель у партии «Правый сектор», как и у партии «Национальный корпус», ВО «Свобода», С14, ОУН*, КУН одна — мы ее зафиксировали в «Национальном манифесте»… Хватит ли националистам, каждому поодиночке, кадров, ресурсов, интеллектуального капитала, общественной поддержки?.. По моему мнению, срочная стратегическая задача объединенных вокруг «Национального манифеста» организаций — совместная работа над созданием ядра будущей системы украинского национального возрождения и государства… Или любые разногласия будут преодолены мудростью каждого из нас, или проигрывает не «ПС», «НК» или «Свобода». Проигрывает Нация».
Судя по всему, это один из последних рычагов давления на Тягнибока — публичное обращение, которое за несколько часов репостнули около 200 пользователей. Правда, никто из представителей движений и партий, к которым обращался Тарасенко, ничего не ответил, в комментариях отметились лишь рядовые пользователи и «правосеки».
* Деятельность организаций запрещена в Российской Федерации Верховным судом РФ