«Как будут политики решать, какая будет система управления — президентская, парламентская, это ваше дело… Я поддерживаю категорически наведение порядка в стране. Хочу сказать: премьер-министру и правительству недостаточно полномочий. Поэтому временно, возможно, рассмотрите. Я внесу (законопроект в парламент. — Ред.) об изменениях в закон «О Кабинете министров Украины» об усилении полномочий премьер-министра Украины… Если вы это поддержите, я в течение трех месяцев наведу в стране реальный порядок», — подчеркнул глава правительства.
Может требовать всё что угодно
В этом контексте директор Украинской политконсалтинговой группы Дмитрий Разумков напомнил о заявлении Гройсмана касательно того, что 2019 год должен стать годом реальных проектов. А ведь украинцы ожидали, что и 2017 год, и 2018-й станут годами реальных проектов. Да и вообще, наверное, каждый украинский гражданин хотел бы, чтобы каждый год независимости Украины был годом реальных проектов. И именно этого ждали от премьера.
«Но премьер лукавит. Он давно находится в украинской политике и прекрасно понимает, что год выборов не может быть годом реальных проектов, так как все политики будут работать на избирательный результат (и этот процесс будет популистским), чем на развитие и реальное реформирование государства. Так что о реформах можно будет забыть, хотя мы понимаем, что есть МВФ и другие партнеры, которые будут нас подталкивать к ним. Но это будет вопреки (действиям политиков и премьера. — Ред.)», — считает Разумков.
На фоне выделения МВФ траншей, подорожания для населения газа и непростой социально-экономической ситуации в государстве заявления главы правительства — это подмена действительного желаемым и показатель отсутствия реального плана действий на 2019-2020 гг.
Разумков утверждает, что премьер сможет потребовать для себя всё что угодно, только вряд ли за это проголосует действующий состав Верховный Рады. Гройсман мог бы получить такие полномочия, скорее, при вступлении в должность, когда еще имел кредит доверия. А сегодня — вряд ли.
Политическая элита, в том числе депутаты, понимает, что это просто перетягивание каната между Порошенко и Гройсманом. И чем ближе выборы, тем больше будет дисбаланс между Кабмином и Администрацией президента и тем больше будет разрыв во взаимоотношениях между «Блоком Петра Порошенко» (БПП) и «Народным фронтом».
«Заявление премьер-министра — это явный камень в огород президента. Возможно, это попытка нанести ответный удар за то, что он (Порошенко. — Ред.) на всех подконтрольных ему информационных ресурсах именно на Гройсмана возложил вину за повышение тарифов на газ. Собственно, правительство действительно за это ответственно. Но в сознании обывателей ответственность разделена между президентом и премьером, так как обыватель не различает разные ветви власти», — сообщил эксперт Украинского института анализа и менеджмента политики Даниил Богатырев.
По его словам, Гройсман прекрасно понимает, что может делать заявления о расширении своих полномочий, так как понимает, что сейчас глава государства не будет ставить вопрос о его отставке.
Но вместе с тем и Богатырев полагает, что за расширение полномочий премьера никто в парламенте голосовать не будет.
Глубинные дефекты
В этой связи эксперт Киевского центра политических исследований и конфликтологии Антон Финько сказал, что заявление премьера — это симптом того, что нет согласия внутри правящей группировки по иным вопросам, связанным, скорее и чаще всего, с контролем над ресурсами и активами. И поэтому обе стороны обмениваются скрытыми угрозами. И увеличение возможностей правительства — это одна из таких подковёрных угроз.
«Другое дело, что у нас проблемы с формой правления в действующей политической модели. Мы не можем отказаться от парламентско-президентской республики и перейти на 100% к парламентской. Но точно так же мы не можем стать на путь президентской автократии. Так, у нас сохраняется двоецентрие и двоевластие, что позволяет трактовать Конституцию в зависимости от силы позиций президента и премьер-министра. Существующая ситуация могла бы привести к продолжению драмы, которую начали Юлия Владимировна Тимошенко и Виктор Андреевич Ющенко, что свидетельствует о глубинных дефектах политической системы и управленческих дисфункциях», — пояснил Финько.
Даже приближенные к власти эксперты согласны с тем, что полномочия председателя Кабинета министров — это очень тонкий вопрос. С одной стороны, у него в подчинении не его подчиненные, а ставленники разных политсил по квотному принципу, трогать и наказывать их за какие-либо проколы чревато для начальника. Также не особо премьер может давить на местную власть. Зато нижние звенья имеют рычаги для саботирования работы правительства.
Однако усиление премьера и предоставление ему дополнительных полномочий грозит узурпацией власти. Поэтому одни считают, что премьеру (любому) нужны только экстренные полномочия и только в избирательный период, когда все заняты политической борьбой, в то время как исполнительная власть занята рутинным выполнением своих обязательств. Другие уверены: прежде чем вверить главе Кабмина новые и увеличить имеющиеся функции, необходима широкая дискуссия с привлечением бывших премьеров.
И это как раз та тема, которую постоянно актуализирует кандидат в президенты №1 — Юлия Тимошенко.