Седьмое заседание Стратегического совета высокого уровня, открытие в Анталье консульства Украины и культурного центра «Украинский дом», посещение Стамбульского университета, открытие выставки архивных документов, посвящённой столетию дипломатических отношений между Украиной и Турцией
Озвученная украинским внешнеполитическим ведомством программа визита не впечатляет: седьмое заседание Стратегического совета высокого уровня, открытие в Анталье консульства Украины и культурного центра «Украинский дом», посещение Стамбульского университета, открытие выставки архивных документов, посвящённой столетию дипломатических отношений между Украиной и Турцией
На этом фоне более-менее серьёзно смотрится только личная встреча Порошенко с Эрдоганом. И то, она явно пройдёт в формате того же Стратегического совета, то есть, это будет относительно короткая беседа один на один либо до, либо после общего заседания делегаций — своего рода дань дипломатической вежливости.
Это уже третья поездка Порошенко в Турцию за 2018 год. В первый раз, в апреле, Пётр Алексеевич внезапно прибыл в Стамбул, где в аэропорту: как умышленно подчеркнула турецкая сторона «на ногах» переговорил с Эрдоганом, который улетал в Анкару. Тогда турки, судя по всему, сами не очень поняли зачем прилетал и что хотел сказать украинский гость.
Затем, 12 июня Порошенко оказался шестым, среди лидеров государств, прибывших в Турцию на торжественную церемонию запуска газопровода ТАНАП, по которому, азербайджанский газ в обход Украины, через Турцию пошёл на Балканы. Тогда ситуация оказалась предельно комичной. Собрались руководители заинтересованных в газопроводе стран. Кто-то, как Азербайджан, экспортирует газ, по этому газопроводу. Кто-то, как Турция, является транзитёром 10 млр. куб. м, а также получателем 6 млрд, куб. м газа, (примерно одной трети, от общей мощности газопровода). Ещё 2/3 (10 млрд. куб. м) пошло по ТАНАП в Болгарию и Сербию, чьи руководители тоже были на открытии. Наконец, руководитель Турецкой республики Северного Кипра присутствовал потому, что возглавляет де факто турецкий протекторат. И только Порошенко, как ребёнок радовался, что через территорию Турции построен обходящий Украину газопровод, пусть немного, но снижающий зависимость Европы от украинской ГТС.
В этот раз Пётр Алексеевич собирается обсудить в рамках Стратегического совета и личной встречи с Эрдоганом широкий комплекс проблем (политических, экономических, военных, культурных, туристических и других) двустороннего сотрудничества. Подписание каких-то документов не запланировано. Значит будут просто общие разговоры. В лучшем случае украинские дипломаты догадаются и смогут выжать из турок какой-нибудь меморандум о взаимопонимании по итогам обсуждения проблем.
Почему я настолько скептичен в отношении этого визита?
Потому, что в дипломатии ничего не происходит без подготовки. Межу тем никаких серьёзных переговоров с Турцией, ни по линии МИД, ни по линии других ведомств Украина не вела. Очевидно в поисках повода для очередного визита, просто прошерстили базу данных о двусторонних отношениях и вспомнили о Стратегическом совете. В отличие от просто открыть консульство и сходить на выставку, звучит красиво, под это дело и президента в Стамбул свозить не стыдно. И Эрдоган не отвертится — придётся присутствовать — орган-то создавался на президентском уровне.
Далее, к вопросу о самом Совете. Его учредили Украина и Турция (Янукович и Эрдоган) 2011 году. Украина тогда ещё была достаточно субъектной, чтобы пытаться (пусть и неуклюже) маневрировать между Россией и ЕС. Для Турции она выглядела достаточно привлекательным экономическим и политическим партнёром, сотрудничество с которым позволяло играть более активную роль в восточноевропейской политике и повышать свою ценность в контактах с Россией и ЕС. Кроме того, у Украины тогда был Крым, в котором жили опекаемые Турцией крымские татары. Анкаре с Киевом было, что обсуждать и Совет, как двусторонний орган, обеспечивающий взаимодействие по широкому кругу вопросов вплоть до президентского уровня, представлялся весьма перспективной структурой для решения оперативных проблем.
С тех пор много воды утекло. Украина не представляет никакого политического или экономического интереса, крымские татары живут в России, а киевские власти способны только просить: денег, политической поддержки и экономических санкций против России. Ни то, ни другое, ни третье Турция им дать не способна — самой не хватает.
Отсюда простой вывод: Порошенко, накануне официального старта президентской избирательной кампании, которая неофициально давно стартовала, пытается изобразить себя государственным деятелем глобального масштаба, с которым считаются во всём мире. А тут ещё и повезло. Вначале удачно подвернулась Ангела Меркель, заглянувшая в Киев неофициально призвать к порядку местных политиков, чересчур расшалившихся со спичками и способных сжечь свой дом раньше, чем Германия примет все необходимые противопожарные меры, искры-то на всех понесёт. Теперь, вот, в МИДе вспомнили о Стратегическом совете — оно название чего стоит.
Народ, он ведь только и запомнит, что фамилии и названия. Если гости важные, а названия впечатляющие, то чем там Порошенко с ними занимался никого не интересует — «не нашего ума дело, не будут же такие уважаемые люди к кому попало ездить и с кем попало «стратегически» советоваться».
Вряд ли, конечно, это Порошенко поможет. Народ о таких встречах, в отличие от повышения стоимости газа и коммунальных услуг, забывает мгновенно. Но попробовать можно.
Меня удивляет, что в программе не указана встреча с Варфоломеем. Стамбульский патриарх, мечтающий о захвате контроля над украинским православием, от встречи с Порошенко не откажется. Этим двоим всегда есть, что обсудить, хотя бы упорствующего в нежелании подчиняться Константинополю, раскольника Филарета. И для Петра Алексеевича это — самая выигрышная по тематике и результату, включая информационный выхлоп, встреча из всех возможных в Стамбуле. Вряд ли он настолько торопится в Анталью открывать консульство, что не в состоянии найти пару часов для своего подельника по томосу.
Можно предположить, что турки настояли на том, чтобы Варфоломей в анонсах не упоминался, а чтобы встречался с ним Порошенко, если желает, в частном порядке. Эрдогану и с точки зрения его внутриполитических интересов, и с точки зрения его внешнеполитического курса неинтересно фигурировать с Варфоломеем в одном анонсе. Это не считая того, что Варфоломей ориентируется на США, с которыми Эрдоган конфликтует. Так что турецкая сторона вполне могла поставить вопрос ребром, по принципу, или встреча с президентом, или упоминание Варфоломея в официальных анонсах.
Гораздо хуже для Порошенко будет, если турки настояли, чтобы встречи вообще не было. Вряд ли они пошли так далеко, но, в принципе, могли. Конечно, Варфоломей не обидится, он к унижениям со стороны турецких властей привык — должность такая. Но самому Порошенко, если встречи с Варфоломеем не будет, лучше было бы в Стамбул и не ездить.
Внимательные, бдительные и пугливые украинские раскольники такой сигнал поняли бы однозначно — турки демонстрируют своё неудовольствие действиями Варфоломея на Украине и могут принять дальнейшие меры. Это ослабит их уверенность своей победе, подорвёт активность. Между тем именно автокефалисты составляют ударный отряд порошенковской избирательной кампании, которая формально ещё не началась, но реально давно идёт. Так что и позиции Порошенко на Украине окажутся под ударом.
Впрочем, как я уже сказал, более вероятна тихая встреча, которую уже потом, после визита, раструбят украинские СМИ, как очередную великую победу Порошенко и автокефалии. Во всяком случае я лично не вижу больше ничего, что Пётр Алексеевич мог бы извлечь толкового из своего полёта в Стамбул.