Последние несколько лет на этой конференции от Украины звучали в основном месседжи властей этой страны о «российской агрессии», «массовом нарушении прав человека в оккупированном Крыму», и конечно же — о «неслыханной свободе слова», которая будто бы воцарилась на Украине после вооружённого государственного переворота в феврале 2014-го. Пропагандисты киевского режима привыкли чувствовать себя в Варшаве почти как дома, ведь власти Польши поддерживают новые власти Украины практически во всём.
Отдельные критические заявления польских политиков и чиновников в адрес Киева касаются в основном героизации ОУН-УПА и других аспектов политики исторической памяти, однако остаются лишь словами. Лучшее тому подтверждение — 24 августа знаменосная группа Войска Польского приняла участие в военном параде в Киеве, причём польские военные промаршировали по Крещатику через несколько минут после того, как над ним многократно пронеслось бандеровское приветствие «Слава Украине — героям слава!», под которое в 1940-е убивали поляков на Волыни и в Галичине.
Официальный Киев прислал на первую часть конференции, посвящённую свободе слова и защите прав журналистов, достаточно большую группу своих представителей. Их возглавляли заместитель министра пропаганды Эмине Джапарова и директор грантоедского «Института массовой информации» Оксана Романюк, которая также является одним из руководителей украинской Комиссии по журналистской этике. И если к большому количеству представителей из РФ киевские пропагандисты были готовы (хотя шеф-редактор портала «Детектор-медиа» Светлана Остапа картинно жаловалась — мол, от России было более 50 спикеров, и они составляли почти половину всех выступающих), то наличие альтернативной точки зрения из Украины стало для них неприятной неожиданностью и явно поломало привычный сценарий.
В первый день официальная делегация Украины и несколько осваивающих западные гранты правозащитников из постсоветских стран устроили акцию в поддержку Сенцова, но поскольку она была кратковременной и молчаливой, то осталась без последствий. А вот когда 11 сентября украинские «борцы за свободу слова» попытались перекричать выступающих из Крыма и потребовали от организаторов лишить тех слова, то реакция была противоположной: модератор дискуссии вежливо объяснил крикунам, что тут так не принято.
Поэтому когда слово на пленарной сессии получили представители украинской правозащитной платформы «Успішна варта» («Успешный дозор»), представители киевских властей лишь шипели и изливали свою желчь в комментариях, называя своих оппонентов «фейковыми журналистами и правозащитниками». Понять их было немудрено: впервые на столь высоком международном уровне была представлена альтернативная точка зрения на ситуацию со свободой слова и в целом с правами человека в Украине. Были представлены многочисленные факты давления на СМИ со стороны органов власти, участившиеся случаи преследования журналистов и угроз их жизни, политические преследования и увеличение количества политзаключенных за ретрансляцию неугодной власти позиции.
Глава правления платформы «Успішна варта» Наталья Наталина подчеркнула необходимость освобождения как Олега Сенцова, так и абсолютно всех украинских политических заключенных, включая тех, кто за свои мнения и убеждения томится в украинских застенках. Также она обратилась к ОБСЕ с рекомендацией призвать правительство и правоохранительные органы Украины применять положения законодательства о борьбе с сепаратизмом строго в соответствии с международным правом, а не использовать для преследования журналистов с мнением, которое отличается от властного.
Глава медиа-холдинга «Вести» Ольга Семченко рассказала о ситуации с плюрализмом мнений в Украине и усилении давления власти на СМИ в преддверии выборов, в том числе о нескольких незаконных обысках в редакции газеты «Вести», а адвокат Елена Лёшенко — о верховенстве права и ситуации со свободой слова на Украине.
Главный редактор сайта «Шарий.net» Ольга Шарий напомнила, что в июне 2018 года на ее супруга Анатолия Шария ГПУ открыла дело за разжигание межнациональной розни, также украинские силовики пытались запросить у YouTube местоположение Шария и аннулировать его статус политического беженца в Литве. В ответ Оксана Романюк на своей странице в Фейсбук обсуждала… гардероб Ольги и оговорку переводчика, который, переводя выступление российского участника о преследованиях и смертях украинских журналистов, вместо «Павел Шеремет» сказал «Павел Шарий».
Поскольку дискуссии на пленарных сессиях конференции не предусмотрены, я с большим интересом ожидал организованного платформой «Успішна варта» круглого стола по вопросам свободы слова и мнений в нынешней Украине. Выступая в его начале, член правления Украинского Хельсинского Союза Владимир Чемерис подчеркнул, что такого рода собрание в нынешних реалиях можно провести в Варшаве, но никак не на Украине, поскольку там с большой вероятностью его сорвут национал-радикальные группировки. Он также отметил, что на государственном уровне в последние годы на Украине появились законодательные инициативы для ограничения свободы слова, хотя до этого уже заблокирован ряд сайтов, открыто 380 дел против людей, которые в социальных сетях опубликовали посты, вызвавшие подозрение у спецслужб.
Представители украинского официоза на упрёки в адрес киевских властей отмалчивались, а после неоднократных приглашений принять участие в дискуссии просто покинули зал. Так что призыв Руслана Коцабы не делить журналистов и правозащитников на «ватников» и «вышиватников», а всем попытаться стать «адекватниками» не был услышан и в Варшаве, точно так же как его не слышат на Украине.
В комментарии изданию Ukraina.ru Руслан Коцаба сказал, что несмотря на многомесячное заключение, несправедливый суд первой инстанции и продолжающиеся попытки опять отправить его за решётку, он остается оптимистом и верит в объединение украинских журналистов — независимо от политических взглядов — в защиту своих прав.
Вряд ли в это верит Дмитрий Василец, который по совету своих адвокатов комментариев российским СМИ не даёт — собственно, этот факт может служить лучшей иллюстрацией состояния дел со свободой слова и правами человека в Украине.
Господин Носович специально отметил, что фамилии соавторов доклада из Киева и Донецка не упомянуты по их просьбе, и в Варшаву они ехать отказались — чтобы не «светиться». Однако, по его словам, «пробел с их отсутствием восполнят независимые украинские журналисты и правозащитники, которые позавчера презентовали свой блестящий доклад об угрозе свободе слова и мнений на Украине». А вот представители официального Киева на эту дискуссию вообще не явились. В спортивных состязаниях в таком случае засчитывается техническое поражение. Однако до победы здравого смысла в продолжающейся на Украине информационной войне, к сожалению, ещё очень далеко.