На этой сессии Верховной Рады Украины среди прочих будет рассматриваться законопроект с регистрационным номером 4113. Название этого законопроекта внушительно: «Об ограничении в отношении лиц, которые имеют гражданство государства-агрессора».
Такое громкое название заставило насторожиться. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что подобный документ приняли бы и в России. Впрочем, недостатки у законопроекта есть.
Привет от Петра Алексеевича и витиеватые депутаты
Авторами законопроекта и его инициаторами являются глава фракции БПП в парламенте Артур Герасимов, член БПП Сергей Алексеев, а также член «Народного фронта» Георгий Логвинский. Таким образом, документ является плодом правящей коалиции. Не возникло вопросов к документу и в профильном Комитете по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности, главой которого является член «Батькивщины», генерал-лейтенант Андрей Кожемякин.
Главное научно-экспертное управление ВРУ не поддержало законопроект «из-за концептуально ошибочного подхода к решению вопроса», которому посвящен документ. Так чего же хотят депутаты?
«Закон ставит целью запретить лицам, которые, кроме гражданства Украины, имеют гражданство государства-агрессора, быть государственными служащими, депутатами всех уровней, судьями, сотрудниками правоохранительных органов или занимать руководящие должности государственных и коммунальных предприятий. На сегодня законодательство Украины не признает правовых последствий двойного гражданства, что создает угрозу допуска граждан государства-агрессора к указанным выше должностям и деятельности вразрез с национальными интересами Украины», — указывают авторы в пояснительной записке.
В Главном научно-экспертном управлении парламента указали, что ряд норм закона противоречит Конституции, согласно которой судьей и народным депутатом может быть любой гражданин Украины, на него не налагаются ограничения по двойному гражданству. Кроме того, эксперты указали депутатам, что те лукавят, говоря о том, что данный вопрос не урегулирован в законодательстве. На самом деле целый ряд законов, в частности — закон «О госслужбе», запрещает занимать должности обладателям двойного гражданства. Более того, в законопроекте некоторые определения даны настолько расплывчато, что у обладателей двойного — украино-российского — гражданства во власти после принятия документа будут все основания для затягивания дел по их увольнению в судах.
И — «вишенка на торте» — закон попросту написан витиевато.
«Текст законопроекта является довольно сложным для восприятия и толкования, поскольку предписания проекта изложены в громоздких предложениях, понять смысл которых довольно трудно. Например, единственное предложение, из которого состоит часть 2 статьи 1, содержит больше 220 слов», — указали парламентские эксперты.
Примечательно, что законопроект был зарегистрирован аж в 2016, но добрались до его рассмотрения лишь в нынешнюю сессию Рады. И это не случайно.
Закон перед выборами
Одной из причин появления этого документа может быть банальная невнимательность депутатов, помноженная на нелюбовь к России. В этом, в частности уверен политолог Михаил Погребинский.
«Они не вникают ни в какие подробности. Есть желание двигаться в антироссийском направлении, они будут искать повод, даже если вопрос уже решен, есть документы и ничего нового не будет», — указывает он в комментарии изданию Украина.ру.
По его словам, свою роль играет и предвыборная лихорадка.
«Конечно, что избирательный период обостряет эти страсти и делает людей заинтересованными, чтобы проявить себя на этой ниве. Они же все толпятся на ниве антироссийского электората, чему же тут удивляться?» — указывает Погребинский.
В то же время, есть и те украинские политологи, которые одобряют законопроект, хотя и указывают, что его нормы уже содержатся в действующем законодательстве.
«С одной стороны, это конечно выборы дают о себе знать. С другой стороны, мы должны понимать, что у многих чиновников на Украине есть двойное гражданство и этот закон — дополнительный повод для новых проверок. Возможно, кого-то после этого удастся и зачистить. В данном случае я поддерживаю эту нормы. Люди с двойным гражданством не должны работать на госслужбе, ведь непонятно, кому они в итоге служат. Пусть идут в бизнес. Это не дискриминация, а ограничение в государственных интересах», — уверен политолог Руслан Бортник.
И, хоть и предвыборного характера законопроекта исключать нельзя, Бортник уверяет издание Украина.ру, что законодательная инициатива Герасимова и соратников не такая уж и плохая.
Остается лишь добавить, что в России, против которой и направлены меры законопроекта, аналогичные нормы давно «прописались» в законодательстве.
С одним паспортом и среди русских берез
В 2014 году в России, где и до этого существовал запрет на госслужбу для лиц с двойным гражданством, появилось еще одно новшество. Федеральной миграционной службы тогда прибавилось работы, ведь Госдума обязала всех без исключения россиян сообщить в ФМС о своем двойном гражданстве.
«Иногда должны приниматься законы, которые срочно должны начать действовать. Эта инициатива не ограничивает права людей иметь второе и третье гражданства, она лишь обязывает граждан информировать о наличии таких прав. Прежде всего, она должна распространяться на чиновников, силовиков и других людей, обличенных властью, которые не должны иметь дополнительные «парашюты». У нас силовики и граждане меняются каждый день. Страна должна знать, кто какое отношение имеет к зарубежным странам», — пояснял тогда в комментарии изданию Lenta.ru первый зампред комитета по конституционному строительству Госдумы Александр Агеев.
При этом за неуведомление или неправильное уведомление даже для рядового россиянина — не «силовика» и не занимающего какую-либо госдолжность, предусмотрели штрафные санкции. Тем, кто подаст неправильную информацию, предусмотрели админштраф от 500 до 1 тыс. руб.. Тем же, кто умолчит о втором гражданстве, в качестве санкции предусмотрели штрафы от 200 тыс. руб. до 400 часов принудительных работ.
Но и это еще не все. В 2014 году российские СМИ сообщили, что в силовых ведомствах ввели негласный запрет на посещение своими сотрудниками заграничных стран. Таким образом у российских полицейских и военных появилась лишь одна возможность искупаться в теплых морях: посетить курорты Краснодарского края, отдохнуть в Крыму или насладиться абхазским гостеприимством. Последнее — только с уведомления и одобрения начальства.
Российский политолог Дмитрий Абзалов считает ограничения по двойному гражданству для госслужащих и силовиков оправданными.
«Системы, в которых есть ограничения в госслужбе для носителей двойного гражданства, есть в той или иной степени во многих странах. В силовом сегменте вообще практически во всех странах ограничения есть. Все, что касается обороны и правоохранительного сектора — в них ограничения действуют всегда. Более того, там ограничивается на только гражданство, но и внешние активы. Что касается гражданской госслужбы, во многих странах тоже есть ограничения в отношении носителей двойного гражданства», — говорит эксперт в комментарии изданию Украина.ру.
В то же время, он отмечает, что есть ряд стран, где к имеющим двойное гражданство чиновникам и депутатам, а не силовикам относятся лояльно, что связано с историческими особенностями.
Но в деле с украинскими ограничениями есть нюанс.
«Ограничение на занятие должности для обладающего конкретным гражданством это очень и очень редкая история. Конечно, есть примеры, но я сомневаюсь, что Украина хотела бы на них походить. Есть Индия и Пакистан, которые находятся практически в войне. И у них неформальные требования и ограничения. Но в общемировой практике на законодательном уровне такая дискриминация — когда граждане лишь одной страны, а не всех других, не могут занимать определенные позиции на службе — это нововведение», — утверждает Абзалов.
По его словам, если Украина и дальше будет идти по пути дискриминации, последствия для нее могут быть не самыми лучшими. Вплоть до того, что это могут посчитать дискриминацией по этническому признаку, а это может противоречить Соглашению об ассоциации с ЕС.
Таким образом, если депутатам и стоило ограничивать права иностранных граждан, то делать это нужно было в отношении всех государств, а не только России.
Однако тогда все многочисленные «грузинские», «прибалтийские» и «американские» десанты в коридорах украинской власти были бы невозможны.