Впрочем, скандал с пиаром генпрокурора, который он попытался закамуфлировать под социальную рекламу, а теперь вот отягощенный отсутствием в зале суда телевизора, имеет свою еще более скандальную предысторию. Просто, чтобы себя показать с наилучшей стороны электорату, генеральный прокурор решил, сэкономив, сделать это в виде социальной рекламы.
А вот его кум и ближайший политический соратник президент Петр Порошенко, наоборот, обманул не ТВ-зрителей, а участников видеоролика — пообещали им участие в социальной рекламе, а воткнули в личный пиар президента.
Чудовищный обман генпрокурора
Активисты «Центра противодействия коррупции» подали иск в административный суд против Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания и самого генпрокурора Луценко. Нацсовет предоставлял рекламе о работе Луценко статус социальной. Руководитель ГПУ, как утверждается в расследовании общественников, злоупотреблял служебным положением, делая незаконную саморекламу на радио и ТВ.
Речь идет о ряде роликов на телевидении, появившихся в феврале 2017 года. Рекламу создали в нескольких вариантах. В конце они заканчивались одинаково: «Выполняем закон, устанавливаем справедливость. Юрий Луценко». Однако не было никакой информации о рекламе на правах рекламы. То есть имел место банальный пиар лично Луценко за государственные деньги.
Упомянутую рекламу транслировали в эфире телеканала «1+1». Впоследствии на телеканале объяснили, что рекламный ролик о работе генпрокурора Юрия Луценко на посту главы ведомства разместили по квоте социальной рекламы после письма из Нацсовета. Позже ее разместили другие телеканалы и радиостанции.
«Эта реклама была изготовлена и распространена с нарушением требований закона. В частности, этот видеоролик содержит недостоверную информацию, манипулирует сознанием людей. В рекламе приводится статистика борьбы с коррупцией ГПУ. Там приводится статистика с тысячами производств, что является манипуляцией для рядовых граждан. Также там неправомерно используется государственная символика. К тому же приведены факты, якобы генеральная прокуратура развивает сельскую медицину. Это не относится никоим образом с их полномочиями, а потому также является манипуляцией», — считает юрист ЦПК Виталий Цокол.
Ответственность за «социальную рекламу» взяла ОО «Украинская антикоррупционная ассоциация». Однако в реальности связь между роликами и Генеральной прокуратурой таки прослеживается. Ассоциацию, которую зарегистрировали в марте 2016 года, и представили только 2 месяца назад, возглавил «свободовец», и экс-депутат Киевского облсовета Александр Аронец. Председателем ОО представили Дмитрия Гамаша.
Ассоциация за 2 месяца зарегистрировала сайт, провела не менее 7 пресс-конференций и минимум две акции. Участие в них принимали преимущественно представители националистической партии ВО «Свобода». Однако на мероприятиях не было заметной лояльности к Генпрокуратуре и там от участия в подготовке пиара Луценко открестились.
«К этому «проекту», этим роликам, я никакого отношения не имею, это было для меня неожиданностью», — комментировал ситуацию Аронец.
В свою очередь, 12 февраля этого года было обнародовано письмо, адресованное менеджеру черниговского филиала НСТУ Вадиму Соколюку от заместителя прокурора области Юрия Балева. Оно поступило с электронной почты «Пресс-службы прокуратуры Черниговской области». В нем оказалась ссылка на один из рекламных роликов. Видео было размещено на YouTube с ограниченным доступом — увидеть его могли только те, кто имеет прямую ссылку. Оно загружено с аккаунта Бориса Долина — известного в медиа-кругах режиссера, который сейчас работает на ТРК «Украина». К письму прокуратура добавился вывод Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания о том, что ролики можно считать социальной рекламой, а соответственно и размещать как таковую бесплатно.
В этом письме присутствовала еще одна ссылка — на сервис Fex.Net. По ней открывались четыре рекламных ролика Генпрокуратуры, загруженные пользователем «natkitten». Под данным ником скрывается киевлянка Наталья Обвинцева, которая работает в организации «Центр политического консалтинга», занимаясь созданием видеографики. В том числе такой, какая использована в «социальной рекламе» Генпрокуратуры. Данная организация тесно связана с людьми, близкими к окружению Петра Порошенко. Она неоднократно проводила мероприятия для бывшего главы Администрации Президента Бориса Ложкина, влиятельного депутата от БПП Александра Третьякова.
К слову, Обвинцева, по собственному признанию, состоит в дружеских отношениях с пресс-секретарем ГПУ Ларисой Сарган. Хотя сама Сарган всячески отрицала это, ГПУ имеет отношение к данным видео и к письму, рекомендующему размещать их как «социальную рекламу». По ее словам общественная организация просто просила помочь в размещении рекламы о ГПУ.
Все это просто нелепые оправдания. Не могла какая-то недавно созданная организация по собственной инициативе создать рекламу для ГПУ, подав в ней информацию от имени Юрия Луценко, а потом просить прокуратуру помочь в размещении «социалки» о ГПУ. Кроме того, создатель роликов как-то уж совсем кстати «случайно» оказалась другом пресс-секретаря ГПУ.
Гадкий поступок Порошенко, не имеющий названия
Впрочем, обман и манипулирование людьми в своих интересах для власти далеко не чуждый инструмент. Так, в июле этого года похожий скандал имел место с участием президента Петра Порошенко. Известная в шоу-бизнесе украинская поп-певица Анастасия Приходько подала в суд на партию «Блок Петра Порошенко» за использование ее образа в политической рекламе с участием гаранта Конституции. Ее адвокаты потребовали от команды главы государства 521,2 тысячи гривен ($19,7 тысяч) за нарушение авторских прав.
По словам популярной исполнительницы, её без её согласия сняли в промо-ролике для пиар-кампании украинского лидера. В этом ей предложил поучаствовать министр культуры Украины Евгений Нищук, утверждая, что это будет «социальная реклама» в поддержку украинского языка и культуры. Однако никто из её команды даже не подразумевал, что в конце ролика будет звучать фраза «Вместе с Петром Порошенко». А само видео имеет характерное название «Идем вперед — Петр Порошенко».
«На экраны вышел ролик, где я говорю следующие строки: «Развиваем украинское пространство, украинскую культуру. Слушаем украинское — это модно».
Однако, на самом деле слова певицы использовали для личного пиара президента. Приходько сетует, что ей даже не позвонил Евгений Нищук, который предложил поучаствовать в социальном проекте. «Но, как видите, мое имя жестко и подло использовали в своих политических играх», — утверждает певица.
Она назвала данную ситуацию «гадким поступком, который не имеет названия».
Таким образом, моральный облик представителей постмайданной украинской элиты говорит сам за себя: они не только привели страну к гражданской войне и деградации, но их политический бэкграунд построен на систематическом обмане и манипуляциях.
Скандалы с использованием социальной рекламы в качестве инструмента для политического пиара Луценко, а также использование популярной певицы без ее ведома в политической агитации командой Порошенко, тому очередное подтверждение.