Ранее суд принял решение о продлении ареста журналиста до 13 сентября. Таким образом, апелляционный суд сократил срок содержания Вышинского под стражей.
Как сообщил защитник журналиста Андрей Доманский, суд отказал в удовлетворении ходатайства о перемещении Вышинского из стеклянной кабины к адвокатам. Было подано ходатайство об отводе коллегии судей Апелляционного суда Херсонской области.
Ранее суд в Херсоне продлил арест Кириллу Вышинскому до 13 сентября. Защита подала апелляцию на продление ареста, суд должен был рассмотреть её 30 июля. Однако в связи с тем, что Вышинский не был доставлен в суд, заседание было перенесено на 6 августа: адвокаты потребовали, чтобы его явка была обязательной.
«Приговор уже готов»
Кирилл Вышинский был задержан у своего дома 15 мая 2018 года. В это же время прошли обыски в редакционных офисах и в квартирах у нескольких журналистов. Вышинский был задержан по подозрению в государственной измене и поддержке самопровозглашенных республик Донбасса. Журналисту грозит до 15 лет лишения свободы.
Позднее руководителя портала РИА Новости Украина этапировали в Херсон, где 17 мая суд избрал ему меру пресечения — арест на 60 суток без возможности внесения залога. По информации Службы безопасности Украины (СБУ), по делу были допрошены 48 свидетелей.
Вскоре обыскали арендованный индивидуальный банковский сейф журналиста. По данным следствия, там обнаружили трудовой договор с МИА «Россия сегодня», пистолет, патроны к нему и 200 тысяч долларов. В связи с этим 6 июля Вышинского уведомили о новом подозрении — в незаконном хранении огнестрельного оружия и боеприпасов.
19 июля Херсонский городской суд арестовал имущество Вышинского.
Защита считает абсурдными все выдвинутые против Вышинского обвинения. Сам журналист заявил в суде, что он понимает: приговор для него «уже готов».
Зачем арестовали Вышинского. Версии
Относительно причин ареста Вышинского (после чего фактически была остановлена работа портала РИА Новости Украина) выдвигаются различные версии. Кто-то обратил внимание на то, что как раз в этот день состоялось открытие движения по Крымскому мосту — таким образом, украинские власти могли позаботиться о том, чтобы «перебить» в информационном поле это событие.
А известная украинская правозащитница, глава Института правовой и социальной защиты Елена Бережная считает, что это может быть проявлением испуга власти после массового празднования украинцами Дня Победы 9 мая.
«Власть в шоке от 1 млн 216 тыс. граждан Украины, которые 9 мая прошли в колоннах «Бессмертного полка». Никто не ожидал такого, поэтому и не было большого количества серьезных провокаций, подобных тому, как поступили со мной и некоторыми другими участниками шествий (на Елену Бережную 9 мая напали национал-радикалы — прим. ред.). Идет уже совершенно другая информационная подача, особенно после концерта «Интера», после заявления о том, что мы не смиримся с переименованием улиц в честь пособников нацистов. Это испуг и агония власти», — отметила Бережная в комментарии изданию Украина.ру.
Есть и другие предположения. Так, пресс-секретарь украинского МИД Марьяна Беца заявляла, что ведомство рассматривает возможность обмена Вышинского на осужденного в России за подготовку теракта Олега Сенцова.
Но готовы ли в Москве рассматривать возможность такого обмена? Президент РФ Владимир Путин в ходе прямой линии напомнил, что Сенцова задержали «не за журналистскую деятельность, а за подготовку террористического акта, за подготовку взрыва, в результате которого могли пострадать конкретные люди». Тогда как Вышинский задержан за выполнение своей журналистской работы.
По словам Путина, «это совершенно разные вещи, разные и несопоставимые».
Киев неоднократно ограничивал работу российских СМИ в стране, в том числе регулярно запрещая въезд на Украину журналистам из РФ. В марте 2015 года была приостановлена аккредитация при органах госвласти Украины 115 российских СМИ.
В случае с Вышинским нынешняя украинская власть может решать одновременно сразу несколько задач. Это и возможная организация обмена, и прекращение работы оппозиционного СМИ, и запугивание всех недостаточно лояльных журналистов. Наконец, это укладывается в схему нагнетания антироссийской истерии и создания образа врага: в преддверии выборов необходимо окончательно убедить электорат в том, что Украина — «осаждённая крепость».
В обстановке управляемого хаоса
Последняя версия представляется наиболее убедительной, и вот почему. Как стало известно из разных источников уже после ареста Вышинского, прослушивание его телефонов и слежку за ним СБУ начала в конце мая-начале лета 2017 года. Примерно в это же время правоохранители начали активно разрабатывать главного редактора издания «Страна. UA» Игоря Гужву. Так же летом 2017 года началась операция СБУ и ГУР по провокации депутата Верховной Рады Надежды Савченко, ныне находящейся в СИЗО и обвиняемой по целому букету тяжких статей — покушение на убийство государственного деятеля, организация террористического акта и проч. В августе 2017-го в Житомире прямо в роддоме, где он находился в связи с родами его жены, был задержан журналист Василий Муравицкий, которого обвиняют, как и Вышинского, в государственной измене.
То есть мы видим многоуровневую операцию по созданию в стране ощущения «предвоенной» обстановки, организацию провокаций СБУ и другими правоохранительными структурами и спецслужбами с целью ужесточить репрессии против инакомыслящих и в тоже время создать обстановку «всеобщего хаоса», вызванного якобы действиями враждебных президенту сил. Тогда Порошенко либо выходит на выборы в образе единственного защитника страны от врагов и шпионов, либо вообще отменяет выборы в связи с невозможностью их проведения в обстановке тотального контроля Украины со стороны «страны-агрессора».
В этом смысле, история с арестом и попыткой осудить Вышинского — лишь часть общей мозаики, фрагмент масштабной операции спецслужб по сохранению Порошенко президентства и после (вместо) выборов.
В этом случае, для организаторов провокации не имеет значения, является ли Вышинский по-настоящему виновным в предъявляемых ему преступлениях. Имеет значение только сам факт его ареста и смысл предъявляемых ему обвинений. Возможно, что, когда выборные страсти улягутся, судебные решения в отношении Вышинского вообще будут либо отменены, либо суд не состоится из-за недостаточной доказательной базы.
В том, что Вышинский — честный человек и добросовестный журналист, у всех, кто его знал лично или был знаком с ним по его публикациям в прессе и на ТВ, нет никаких сомнений. Сейчас следствие просто отрабатывает кусок общего масштабного сценария по созданию в стране обстановки «шпиономании». В эту мясорубку и оказался не по своей воле и без всяких на то оснований затянут Кирилл Вышинский. Таков политтехнологический цинизм украинской власти.