Кроме всего прочего, было сказано об экскурсиях, которые не так давно были возобновлены на донецкой арене. Мармазов посоветовал организаторам расширить перечень помещений, которые могли бы быть интересны любознательной публике. Например, комната главного тренера в командной раздевалке или точка, с которой разведка «Шахтёра» в свое время постигала тайны заезжих иностранных клубов.
Буквально на следующий день в редакции издания Ukraina.ru обратились представители ведущего донецкого телеканала «Оплот-ТВ». Они предложили сделать репортаж о тайных комнатах «Донбасс Арены». А там, как знать, возможно эти объекты будут включены в экскурсионный маршрут. Глупо было не воспользоваться таким предложением.
Скромная делегация сайта Ukraina.ru была радушно принята нынешним руководством и охраной «Донбасс Арены». Собственно, особо ни с кем и знакомиться не пришлось. Многие специалисты трудились тут до войны, не покинули свой город и когда ФК «Шахтёр» убыл на ту сторону линии фронта.
Офисы пятого уровня стадиона, а именно тут располагались клубные помещения, в основном опечатаны, некоторые снабжены забавной табличкой "Кабинет не вЫскрывать". Именно так, с лишней буквой "Ы". Спишем это на издержки сложного военного времени. Но масса офисов и сегодня в работе, «Донбасс Арену» надо поддерживать. Нельзя дать стадиону прийти в упадок. Вот и в бывшем кабинете начальника пресс-службы ФК «Шахтёр» новая хозяйка, одна из работниц «Донбасс Арены». Но весь антураж такой же, каким был до начала боев.
— Приятно, конечно, было оказаться в своем прежнем офисе, — говорит Руслан Мармазов, — Все же здесь в свое время осуществлялись серьезные медийные проекты, решались большие творческие задачи. Общаясь с киевскими журналистами, я любил шутить, мол, отсюда донецкий «Шахтёр» диктует свою непреклонную волю всему остальному украинскому и восточноевропейскому футболу. Крыть им было решительно нечем. Так было до войны. Сейчас, разумеется, все иначе… Ощущаю, правда, и несколько дурацкую ситуацию. Официальная киевская пропаганда и несметные армии ботов так много рассказывали о разграбленной «Донбасс Арене», что теперь волей-неволей приходится опровергать эти бредни, хотя есть темы и куда более интересные. Короче, в моем прежнем кабинете все на месте, от кресла и книг в шкафах до коллекции первых полос клубного журнала на стене и профессиональных призов пресс-службы. Кстати, вот последним место в музее, возможно, позже их туда и перенесут.
Те, кто занимался переписью, конечно, удивились. Но, учитывая важность момента, не стали впадать в гордыню и связались с Андреем Бабешко, который раньше руководил музеем и вообще всячески позиционировал себя хранителем клубной истории и архива, собранного его отцом. Из Донецка предложили сверить перечень экспонатов, возможно, составить акт передачи. Бабешко от этого категорически отказался и в ответ предложил, только вообразите себе, перепрятать куда-то экспозицию музея до неких лучших времен. Хорошо хоть не хватило смекалки на дерзкий проект закопать трофеи «Шахтёра» в огороде.
При этом, следует сказать, очень хорошо, что получилось именно так. Исторические документы, копия Кубка УЕФА, подборка трофеев Мирчи Луческу, фотографии, ретро-футболки остались там, где им и место — вместе с болельщиками «Шахтёра». Которые, сколько бы кто не рассказывал о росте популярности кочевого клуба в Харькове, Киеве или Львове, находятся в Донецке.
Кстати, изюминка музея «Шахтёра» (1936-2014) высокотехнологичный «газовый экран» снова функционирует. Что, несомненно, еще больше повысит интерес дончан и гостей столицы ДНР к экспозиции.
Но главное, понятно, не в этом. А в том, что исторические, знаковые объекты в Донецке сохранены, поддерживаются «на плаву», оживают. И служат, уж как это сегодня возможно, дончанам. Так учтите, идет пятый год войны.