В частности, Бондаренко считает, что цыганские погромы на Украине подрывают имидж власти, однако если бы в данный момент в Европе не велась кампания за права ромов (самоназвание цыган — ред.), то они вполне могли бы остаться незамеченными на Западе.
- Цыганский погром во Львове стал уже шестым подобным событием на Украине за последнее время. Что это — бесконтрольность радикалов или такая скрытая, неявная государственная политика? Ведь тот же украинский МИД оправдывает погромы «общеевропейскими тенденциями».
— Это побочный эффект неформальной поддержки радикалов со стороны государственной власти Украины. Власть так долго заигрывала с радикалами, что в результате они стали прямой угрозой власти и подрывают ее имидж.
Радикалы играют на ксенофобных настроениях, которые существуют в обществе. Еще в 2008 году КМИС (Киевский международный институт социологии — ред.) проводил исследования, которые показали, что в Украине достаточно высокий уровень бытовой ксенофобии. Соответственно понятно, что если есть такие настроения, то найдутся те политические силы, которые попытаются сыграть на этих настроениях.
Но другое дело, что эти политические силы выступают неформальными союзниками власти в решении тех или иных задач, которые стоят перед властью. Например, в подавлении оппозиционных настроений. И власть теперь должна расплачиваться своим имиджем за то, что так долго потакала радикалам.
- Раньше Европа спокойно воспринимала украинских неонацистов, убивавших жителей юго-востока страны. Почему теперь такое возмущение?
— Сейчас в Европе вопросы ромских меньшинств являются одними из основных, и, соответственно, под эти вопросы выделяются очень большие гранты, большие финансы. Рассматриваются вопросы защиты прав ромского меньшинства. И когда на Украине происходит такой погром, да еще и с летальным исходом, понятно, что Украина предстанет в неприглядном виде перед европейскими структурами.
Напоминаем, в ночь с 23 на 24 июня группа юных львовских неонацистов напала на цыганский поселок, расположенный на одной из окраин Львова, зарезав при этом одного из ее жителей — 23-летнего уроженца Закарпатской области. Участники погрома состоят по их заявлению в ультраправой организации «Трезвая и злая молодежь», которая, по всей видимости, представляет собой одно из подразделений нацистской группировки Misanthropic Division, тесно связанной со структурами «Национального корпуса» и «Азова».
По свидетельству львовских правозащитников, трезвые и злые нацисты шли в лагерь именно убивать — и если бы не вмешательство полиции, жертв было бы больше. Они успели порезать ножами даже десятилетнего ребенка, а также его мать, которая пыталась закрыть сына собственным телом.
Львовская трагедия стала страшной закономерностью — ведь, начиная с апреля, это был уже шестой по счету цыганский погром. Однако украинские власти оправдали трагедию общеевропейскими тенденциями.
«С сожалением констатируем, что в последние годы в Европе усиливаются антимигрантские, антицыганские настроения (…) Отчеты авторитетных международных организаций фиксируют тот факт, что в самом богатом регионе мира цыгане продолжают страдать от отсутствия возможности обеспечить свои базовые потребности и права. К сожалению, Украина не является исключением, а, следовательно, мы должны активно работать над выработкой реальной общеевропейской политики по преодолению этих негативных трендов и должны стать ее частью», — заявили в частности в МИД Украины.
Несмотря на попытки Киева оправдаться, Европа отреагировала на погром крайне негативно.Так, президент Парламентской ассамблеи Совета Европы Мишель Николетти решительно осудил нападение на лагерь цыган на окраине Львова, в результате которого погиб молодой цыган, назвав происшедшее расистской атакой.
Шокировано погромом и посольство США в Украине. Американские дипломаты призвали наказать виновных в нападении на цыганский табор во Львове.