Глава МИД Украины, который на днях безответно призвал мир испортить России футбольный праздник, лихорадочно пытается спасти Петра Порошенко от испорченного визита на саммит НАТО в Брюсселе 11-12 июля. Дело в том, что Венгрия официально наложила вето на проведение любых контактов на высоком уровне между НАТО и Украиной — после принятия официальным Киевом решения о ликвидации школьного образования на языках национальных меньшинств.
Физически президент Украины на саммите НАТО присутствовать будет. Ещё 7 июня генеральный секретарь Североатлантического альянса Йенс Столтенберг заявил: «Президент Порошенко будет приглашен на саммит НАТО. Мы пока не решили, в каком формате пройдёт встреча, но его пригласят». Но для того, чтобы Порошенко покрасовался на одном фото рядом с руководством стран НАТО, и в первую очередь — с Дональдом Трампом, необходимо единогласное решение всех стран-членов альянса о проведении заседания Комиссии Украина-НАТО на уровне глав государств и правительств. Венгрия же категорически против этого, что подтвердил на днях глава МИД этой страны Петер Сиярто.
Выступая 18 июня в Страсбурге на конференции по случаю двадцатой годовщины подписания Рамочной конвенции по защите нацменьшинств и Европейской хартии региональных языков, Сиярто обвинил Украину в том, что она не выполнила ни одной рекомендации Венецианской комиссии. «Некоторым европейским странам, которые также являются членами Совета Европы, нельзя позволять попирать права меньшинств, полностью игнорируя мнение Венецианской комиссии», — сказал он, заявив, что Венгрия ожидает от Совета Европы обеспечения соблюдения «предыдущих рекомендаций Венецианской комиссии» и отказа Украины «от мер, которые негативно сказываются на венгерской национальной общине и грубо нарушают права венгерского меньшинства».
Эти слова шефа венгерской дипломатии прозвучали накануне запланированной на 22 июня в закарпатском Берегово его консультаций с украинским коллегой Климкиным, в которых также должны принять участие министр образования и науки Украины Лилия Гриневич, министр человеческих ресурсов Венгрии Миклош Кашлер и глава общества венгерской культуры Закарпатья Ласло Брензович. На повестке дня встречи будет вопрос имплементации нового украинского закона «Об образовании» в части языковой статьи.
Судя по всему, в Киеве в качестве решения проблемы пытаются подсунуть Будапешту очередные обещания, как это уже произошло в начале 2018 года с Бухарестом. Напомню, 11 января в Черновцах Климкин и Гриневич встретились с министром иностранных дел Румынии Теодором Мелешкану, и глава МИД Украины тогда заявил: «Мы договорились, что наше Министерство образования уже сейчас начинает работать над совместным документом, который определит наше видение в имплементации этого закона для украинских граждан румынского происхождения, для румынской общины. Но опять хочу повторить очень простую вещь: никто не хочет сделать румынскую общину менее румынской и украинизированной».
А ровно через пять месяцев, 11 июня 2018 года, сотрудники СБУ провели в Черновцах обыски в помещении Румынского Культурологического Центра «Еудоксиу Гурмузаки». Сотрудников центра обвинили в «сепаратизме» на основании демонстрации карты Румынии в границах 1918 года, в состав которой входила и нынешняя Черновицкая область. Пока подозрения никому не предъявлены, однако производство открыто по статье 110 уголовного кодекса Украины, которая предусматривает единственную меру пресечения — арест. В тот же день в СБУ заявили, что собираются допросить участников футбольной команды Karpatalja (с венгерского — Подкарпатье), которая победила на чемпионате мира по футболу среди непризнанных государств. Стоит отметить, что с публичным призывом разобраться с закарпатскими футболистами выступил глава МИД Украины, который 10 июня написал у себя в Facebook: «Считаю, что правоохранительные органы должны были бы встретить команду с «дружественным» приемом на Родине и спросить, откуда у них финансирование, чьей поддержкой пользуются игроки, да и вообще задать еще много вопросов».
Конечно, вряд ли на встрече в Берегово Климкин напрямую будет угрожать венграм «кнутом», тем более что для этого есть «старшие партнёры». Ещё 30 мая во время встречи в Вашингтоне Петера Сиярто с госсекретарём США Майком Помпео обсуждались, в том числе, взаимоотношения Украины и НАТО, которые Венгрия блокирует из-за образовательного закона. «Госсекретарь отметил срочную необходимость поддержки Украины в связи с российской агрессией, включая важность содействия и поддержки сотрудничества Украины с НАТО и необходимости противодействия российскому злонамеренном влиянию в Центральной Европе» — было сказано в сообщении по результатам встречи, но позиция Будапешта осталась неизменной: для начала переговоров Киев должен принять решение о приостановке реализации образовательных новаций.
Однако радикальные националисты, перед которыми сейчас заискивает украинская власть, даже принятый закон об образовании, раскритикованный Венецианской комиссией, считают недостаточно патриотичным. А уж попытки остановить принудительную «украинизацию» гарантированно вызовут протесты всяческих «национальных дружин». Поэтому Украина пытается предложить Венгрии «пряник» в другой плоскости — 19 июня и.о. председателя правления «Укрзализныци» Евгений Кравцов сообщил, что до конца лета евроколеей должен быть запущен обещанный поезд Мукачево-Будапешт.
Правда, открыть движение венгерских поездов по этому маршруту грозился ещё польский рокер Войцех Бальчун, ушедший в отставку с поста председателя правления «Укрзализныци» в августе минувшего года. Теперь же его преемник обещает за два месяца не только построить отдельную посадочную платформу, которая будет примыкать к колее стандарта 1435 мм (при этом её проект только согласовывается), но и привести в порядок около 40 км евроколеи от Мукачево до Чопа (которая в последний раз использовалась советскими и венгерскими военными ещё во времена Варшавского договора).
Пока нет никаких признаков того, что в Будапеште готовы поверить сладким обещаниям из Киева. Ведь Венгрия использует право вето страны в НАТО как «единственный инструмент, с помощью которого она может защитить закарпатских венгров и заставить Украину действовать в соответствии с международными нормами» (цитата Петера Сийярто от 13 февраля 2018-го). Июльский саммит НАТО и гипертрофированное желание Петра Порошенко официально в нём участвовать дают правительству Виктора Орбана шанс добиться от Украины реальных, а не бумажных уступок по вопросу сохранения системы школьного образования на венгерском языке.
С другой стороны, у президентов Украины есть традиция публичного самоунижения ради того, чтобы быть допущенным за стол встреч НАТО. Напомню, в ноябре 2002 года рассадка участников за круглым столом заседания Совета евроатлантического партнерства в Праге была изменена из-за появления там президента Украины Леонида Кучмы. Впервые за историю подобных саммитов план размещения участников заседания за столом был составлен по французскому алфавиту, а не по английскому. Из-за этого соседями Кучмы вместо премьера Великобритании Блера и президента США Буша стали представитель ЕС по вопросам внешней политики и безопасности Хавьер Солана и президент Турции Ахмет Некдет Сезер. Поскольку в июльском саммите НАТО в Брюсселе ожидается участие не только Дональда Трампа, но и Владимира Путина, при этом не исключена личная встреча президентов США и России, то Порошенко готов будет участвовать в мероприятии в любом статусе — как шутили когда-то в Одессе, «хоть чучелом, хоть тушкой».