Во-первых, легкость, с которой все мировые СМИ, пересказывающие историю про высокопоставленную взятку, в это поверили.
Во-вторых, что, как выяснилось, при прохождении взятки через посредников (начиная с Украины) она значительно «облегчилась», превратившись из суммы в 600 в 400 тысяч долларов.
И, наконец, в-третьих, была или нет взятка, теперь уже не так и важно. Куда важнее то, что вся эта история, то ли случайно, то ли намеренно, всплывшая во влиятельном британском СМИ, ставит на весьма незавидное место в политической табели о рангах украинского президента.
Из «тайной комнаты Саакашвили»
Итак, началось все с Би-Би-Си, то есть британского СМИ, которое заподозрить в каком-либо целенаправленном уничтожении авторитета украинского президента невозможно. Не ведут они войны с Порошенко — ни виртуальной, ни гибридной. Более того, наоборот, почти всегда поддерживают по принципу: «враг моего врага — мой друг». То есть поскольку Порошенко занимает крайне антироссийскую позицию, и при этом испытывает почти зоологическую, а не политическую ненависть к РФ и ее руководству, Би-Би-Си всегда старательно его приподнимала. А теперь вот уличили во взятке в 400 тысяч долларов, которую якобы посредники Порошенко передали президентскому адвокату Коэну за 20-минутную встречу «на высшем уровне».
Тогда Порошенко (после инаугурации и вступления Трампа в должность) надо было обязательно встретиться с Трампом раньше российского главы государства Владимира Путина. Зачем, понятно. Порошенко нужно было создать о себе благоприятное мнение и, наоборот, при этой встрече раскрыть «коварство российского агрессора». Соответствующие инструкции Порошенко руководству украинского МИД, как мы когда-то уже писали, были жесткими до неприличия — не получится провести встречу заранее, последуют оргвыводы с высокопоставленными отставками.
И такая встреча состоялась. Но превратилась в «20 минут позора», потому что вместо взаимоуважительной беседы глав двух государств, превратилась в нотацию, которую прочитал американец Трамп украинцу Порошенко. Даже позы участников встречи были соответствующие — вальяжная Трампа и ученическая Порошенко.
Совсем иначе была обставлена встреча Трампа с Путиным. В отличие от украинского главы государства, Путин комфортно расположился в кресле, Трамп даже внешне проявлял к российскому коллеге уважение и при этом внимательно и доброжелательно выслушал его и только потом вступил в короткую но весьма сдержанную дискуссию.
И вот теперь, спустя год, выясняется, что Порошенко за тот визит пришлось выложить из «закромов», то есть из той самой «тайной комнаты», где его администрация держит по словам его бывшего коллеги и советника Михаила Саакашвили, черный нал — то ли 400, то ли 600 тысяч долларов.
Получил взятку, по информации источников Би Би Си, адвокат Трампа Майкл Коэн. И собственно он, а не Порошенко стал целью исследования СМИ в русле уже традиционного конфликта различных СМИ американского и мирового истеблишмента с президентом Трампом. Порошенко тут, как это для него не прискорбно, не только не цель, а просто под руку попавший участник «грязной схемы», которую раскрывают в отношении ненавистного либеральному Западу Трампа западные СМИ.
Так вот, походя, несмотря на всю его зоологическую ненависть к России, Би-Би-Си приложила Порошенко. Как говорится, «ничего личного, только бизнес».
В соответствии с modus vivendi
Есть в этой весьма неприятной для Запада истории и еще одна малопривлекательная сторона. Дело в том, что, как утверждают западные СМИ, уплачено за встречу Порошенко с Трампом было 600 тысяч долларов, но до США, вернее, адвоката Трампа Коэна дошли 400 тысяч. Остальные в ходу движения по счетам, чемоданам и через руки посредников ушли в так называемую «усушку и утруску».
И тут, сомнений ни у кого нет, эти 200 тысяч исчезли прямо на Украине. Кто их слямзил, дело, конечно, в первую очередь, самого Порошенко и его спецслужб — СБУ, Генпрокуратуры и МВД.
Хотя, конечно, официально искать, кто прикарманил четверть из общей суммы того, что в законодательстве Украиной рассматривается, как взятка, а в США проходит под видом «лоббирования», было бы, конечно, весьма странно… Ну, да Бог с ними, 200 тысячи, прилипшими к чьим-то нечестным рукам. Интересно тут другое — своеобычность, если так можно выразиться, таких вот «усушек и утрусок» по-украински. То есть прикарманить четверть суммы, выделенной по распоряжению президента, адвокату американского коллеги оказывается делом каким-то заурядным и для Украины обыденным. Возможно, «усушливый» процент сразу закладывался при организации этого процесса.
А что, собственно, удивительного? Как известно, назначение нынешнего генпрокурора Украины Юрия Луценко и руководителя СБУ Василия Грицака президент Порошенко проводил через парламент страны с помощью все тех же взяток, в ходе которых также не обошлось без «усушки и утруски». И даже бюджет страны на 2016 год пришлось принимать с помощью коррупционных действий. Это — не эксцессы, это образ жизни украинской элиты, или говоря по-научному modus vivendi.
Отсюда и беспрецедентное сопротивление, которое вот уже второй год оказывает окружение президента Западу в деле создания Высшего антикоррупционного суда (ВАКС). Потому что создание такого, независимого от власти органа, фактически ставит режим на грань выживания — коррупция, оказывается под контролем независимых судебных и специальных служб. И многим «усушивателям» и «утрусителям» придется тогда сесть на скамью подсудимых.
«Суперкоррумпированная украинская власть, связанная с криминальными группировками и с большим разнообразием украинских национал-радикальных групп, конечно, не заинтересована в том, чтобы сама себя съесть, — утверждает по этому поводу известный украинский политолог Михаил Погребинский. — Поэтому в этом смысле иногда внешний контролер (США — ред.) может сыграть и позитивную роль».
То есть создать ВАКС как орган, который будет способствовать очищению власти от коррупционеров, режим очень не хочет. И всячески тормозит, обкладывая своими инициативами, ослабляющими его, суда, независимость от власти.
Антироссийская марионетка
С другой стороны, нынешний, далеко не первый и точно не последний скандал с коррупцией, свидетельствует и совсем о другом — о том месте, которое занимает президент Украины.
Сейчас американская сторона, прежде всего офис Коэна, опровергает такие действия и получение незаконных средств от Порошенко — Коэн не зарегистрирован в США в качестве лоббиста Украины и потому официально таких действий предпринимать не мог. А неофициально, ну, кто его знает, может и не было, может быть это — очередной фейк «про Трампа»?
Но в данном случае дело не в этом. А в том, какая роль отведена в этой истории украинскому президенту.
Трудно себе представить, что нечто подобное — оплата окружению американского президента за 20-минутную встречу, могли придумать черные пиарщики про, скажем, Меркель, Макрона или Путина. А про Порошенко — сошло. И все приняли без сомнения на веру.
Почему? А потому что роль украинского президента в мировом политическом процессе — не просто второстепенная, а уж очень несамостоятельная, несерьёзная.
Хотя, надо признать, что за четыре года Порошенко смог в глазах мировой общественности поднять роль внешней политики Украины на весьма высокий, в сравнении с его предшественниками, уровень. Но именно в сравнении с предшественниками.
А если присмотреться, за счет чего это было сделано, то все становится на свои места. Не за счет внешнеполитических инициатив, стратегических действий или продуманных международных акций. А исключительно за счет ныне востребованной на Западе антироссийской риторики. То есть, так сказать, на вторичном политическом рынке, в котором настоящие игроки не участвуют, у Порошенко роль совершенно незавидная — громогласной марионетки Запада.