У детского кардиохирурга из США Билла Новика большое сердце, которое, как кажется, может принять любого. Когда-то он создал фонд «Детское сердце», с коллегами по которому проводил сложнейшие кардиологические операции юным пациентам по всему миру. Теперь он продолжает начатое с Кардиологическим альянсом, носящим его имя. Доктор Новик — один из немногих, кто оперирует совсем крохотных детей, которым нет и 30 дней.
— Доктор Новик, несколько лет назад, когда конфликт в Донбассе был в самом разгаре, Вы говорили, что готовы ехать туда оперировать детей. Идея остается в силе?
— Может быть, вам удастся помочь заполнить освободившиеся в Донецке позиции?
— Безусловно, мы можем помочь. Все будет зависеть от того, кто заинтересуется этим проектом. Но пока я не знаю, кто из наших партнеров, например, в России, мог бы это сделать. Мы сотрудничаем с медицинскими центрами в Воронеже, Нижнем Новгороде, начинаем работать с Астраханью, и там люди счастливы трудиться на своих местах. И я пока не вижу, кто мог бы согласиться переехать в Донецк.
— 12 лет назад Украина стала одной из первых стран СНГ, куда вы приехали с коллегами по фонду «Детское сердце». Как развивается сотрудничество сейчас?
— Спонсор нашей украинской программы согласился продлить ее еще на три года. — до 2021 года. В этом году мы будем на Украине в мае и в начале июня, потом вернемся туда в сентябре, а еще в декабре-ноябре. Наши партнеры подбирают нам наиболее сложных пациентов. Обычно в Киеве мы делаем одну сложную операцию каждый день. В Харькове мы в один день проводим одну сложную операцию, а на другой — регулярную.
— Вы являетесь лауреатом целого ряда украинских наград и премий, две из которых получили совсем недавно…
— Вы работали и с прежними властями Украины, и с нынешними. Как вы чувствуете себя в этой ситуации?
— Я бы сказал, что наше сотрудничество улучшается с каждым годом. Полагаю, сейчас у нас очень хорошие отношения с местными властями. Я не думаю о политике, я забочусь о детях, которые нуждаются в помощи, и мне не важно, в какой стране они живут. Считаю очень большой ошибкой публично обсуждать политику и религию и стараюсь держаться от этого подальше. У нас международная команда, где есть белорусы, украинцы, которые, кстати, ездят в Россию, есть сербы, хорваты, американцы, канадцы, даже австралийцы. Это своеобразная смесь культур, и все понимают, что международная политика создает проблемы и уводит от достижения тех целей, которых мы стараемся добиться. Поэтому мы очень осторожно относимся к обсуждению политических вопросов. Я не знаю, говорят ли о политике мои русские и украинские коллеги между собой. Но я знаю, что мы всегда держимся дальше от подобных вещей, потому что это ведет только к разделению.
И словно в подтверждение этих слов доктор Новик — человек с большим сердцем — рассказал о своих планах на ближайшие месяцы. В Киев в конце мая он прилетит из Москвы — с пересадкой в Минске, поскольку прямых рейсов нет. Из украинской столицы он отправится в Ливию, Ирак и Иран. На рекомендации американских властей не ездить в тот или иной регион врач смотрит со своей позиции: неважно, какие отношения существуют между странами, главное — помогать детям, которые в этом нуждаются.