Под марш Шопена. Конец украинской ГТС уже... близок? — «РИА Новости Украина» - 13.07.2022 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Под марш Шопена. Конец украинской ГТС уже... близок? — «РИА Новости Украина»

Читать в
Последние новости об этапах строительства газопроводов в обход Украины свидетельствуют о том, что конец украинской газотранспортной системы близок, доходы от транзита падают, а компенсировать их будет нечем

Россия завершила строительство морской части первой нитки "Турецкого потока". Глава "Газпрома" Алексей Миллер заявил, что было построено 62% от общей протяженности "Турецкого потока", суммарно со второй ниткой — 1 161 километр.

В конце марта Nord Stream 2 AG получила от Германии полный комплект разрешений на строительство и эксплуатацию газопровода. В начале апреля разрешения на строительство "Северного потока-2" выдала Финляндия. Ожидается выдача разрешений от Швеции и Дании. В немецком Любмине уже начались первые строительные работы по возведению газопровода "Северный поток 2".

МИД РФ: «Северный поток-2» зависит от способности Европы устоять перед СШАСША давят на Европу с целью продавать свой сжиженный газ и вытеснить Россию с газового рынка

По словам представителя компании-оператора газопровода Nord Stream 2 AG, площадь строительства, куда входят подземные работы для газоприемной станции и закладка фундамента для административных зданий, охватывает шесть гектаров. Все строительные работы выполняются в соответствии с разрешениями. Шансы Украины выстоять в противостоянии с проектом строительства газопровода "Северный поток — 2" уменьшаются, уверен бывший министр энергетики и угольной промышленности страны Эдуард Ставицкий. По его словам "Турецкий поток" и "Северный поток — 2" снизят доходную часть от газотранспортной системы Украины минимум в два раза, что нивелирует значимость Украины как крупного транзитера газа.

Таким образом уже в 2020 году украинская ГТС перестанет быть востребованной, и Украине придется либо изыскивать деньги на ее консервацию, либо пустить излишние мощности на металлолом.

В поисках управляющего

Действующий транзитный контракт Украины с "Газпромом" был заключен в 2009 году, сроком на 10 лет. После его завершения российский монополист намерен максимально сократить транзит своего газа через территорию Украины.

Еще 10 лет назад заявления о возможности приватизации украинской ГТС либо о создании международного консорциума вызывали истерику, однако теперь к этой идее относятся спокойно. В 2014 году украинский парламент принял закон, по которому правительство может создать оператора ГТС с инвесторами из США и Евросоюза. Им могут достаться до 49%. При этом в Киеве утверждают, что основные доходы будет получать государство.

В рамках реформы госхолдинга "Нафтогаз Украины" в начале ноября 2016 года Кабмин принял решение о создании новой компании — оператора ГТС — акционерного общества "Магистральные газопроводы Украины". В "Нафтогазе" заявляли, что отделение ГТС в новое юрлицо и привлечение европейского партнера к ее управлению необходимо для того, чтобы европейские компании смогли в будущем покупать газ на восточной границе Украины, а затем транзитом передавать его на европейский рынок, таким образом сохранив объемы транзита после завершения действующего контракта с "Газпромом".

В конце февраля президент Петр Порошенко сообщил, что уже более десяти всемирно известных компаний заявили о своем желании участвовать в конкурсе по выбору партнера для управления ГТС Украины.

Ожидания и реальность

Президент Украины Петр Порошенко уверен, что Россия не обойдется без газотранспортной системы Украины, в том числе и после 2019 года, когда истечет действующий контракт и будут запущены "Северный поток — 2" и "Турецкий поток". При этом он отмечает, что Украина готова транспортировать до 150 миллиардов кубов газа в год по своей территории.

Но у "Газпрома" свое видение транзита по Украине после 2019 года. Там не говорят о том, что полностью перекроют транзит через территорию Украины.

"Потому что есть сопредельные государства, есть регионы, которые находятся на границе с Украиной со стороны Европы и без сомнения, поставки в эти регионы Европы будут осуществляться транзитом через территорию Украины. Другое дело, что это объемы, которые будут без сомнения менее значительны. Видимо, речь может идти о 10-15 млрд куб. м газа в год", — заявил председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер.

Что делать?

При таких объемах транзита украинская ГТС будет генерировать убытки, считает директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАНУ Валентин Землянский.

"Я скажу даже больше, что руководители "Нафтогаза" уже выходили в феврале на одном из газовых форумов с презентацией, как будет работать украинская ГТС после уменьшения объемов транзита, какое количество там, по-моему, 2/3 компрессорных станций будет остановлено. То есть это будут действительно серьезные экономические убытки для Украины. Если мы не можем повлиять на течение геополитических событий, тенденций, я бы все-таки решал вопросы внутренние относительно газоснабжения своих регионов. У нас есть серьезные проблемы в случае сокращения транзита с газоснабжением от центральных областей Украины и дальше на Запад", — сказал Землянский в эфире радиостанции "Голос столицы".

При этом, эксперт считает, что LNG-терминалы ситуацию не спасают. "Выход — очень простой, выход дипломатический. Это вопрос работы нашей дипломатии в ЕС. Потому что нужно понимать, что "Газпром" выходит не сам по себе такой вот вдруг. Там четко работает российская дипломатия — теневая, кулуарная, закулисная, как хотите, назовите ее. То есть там идут договоренности и с нефтегазовыми компаниями, и с европейскими политиками, и с европейскими депутатами. Там идет очень жесткая такая работа для того, чтобы реализовывать подобного рода проект. К сожалению, Украине в этом плане похвастаться особо пока нечем", — считает эксперт. Есть мнение, что Кабмин должен выставить компании, которая претендует стать партнером госкомпании "Магистральные газопроводы Украины" по управлению ГТС, определенные требования — сохранение транзита на уровне минимум 50 миллиардов кубических метров в год. И это тот минимум, который позволит сделать транзитный бизнес прибыльным и окупить расходы на поддержание ГТС Украины.

Есть мнение, что Кабмин должен выставить компании, которая претендует стать партнером госкомпании "Магистральные газопроводы Украины" по управлению ГТС, определенные требования — сохранение транзита на уровне минимум 50 миллиардов кубических метров в год. И это тот минимум, который позволит сделать транзитный бизнес прибыльным и окупить расходы на поддержание ГТС Украины.

Чемодан без ручки

Как стало известно после визита Порошенко в Берлин, ФРГ поддерживает переговоры по транзиту газа из РФ через Украину в 2020 году, но с определенными оговорками.

"Канцлер после встречи с Порошенко сказала, что мы, как немцы, хотим поддержать переговоры по договору о транзите газа, который будет обсуждаться и который предусматривает новый договор о транзите через Украину в 2019 году, чтобы он также состоялся. Конечно, этого должны хотеть обе стороны. За это мы выступаем, сказала канцлер на пресс-конференции. Безусловно, это связано с тем, что Украина инвестирует в ГТС. Это означает, что нам нужны инвесторы, которые инвестировали бы в этот трубопровод", — сказал журналистам в Берлине высокопоставленный источник в ведомстве канцлера ФРГ.

Он добавил, что "необходимо рассмотреть возможность привлечения иностранных инвесторов", вопрос заключается "в привлекательности такого инвестирования", и Германия намерена плотно сотрудничать в этом вопросе с ЕС. Эксперт по вопросам внешней политики и урегулирования конфликтов центра "Дом демократии" Евгений Ярошенко уверен, что Украине необходимо переоценить значение газотранспортной системы, которая уже давно остается неприбыльным активом, эдаким "тяжелым чемоданом без ручки".

"Украинская ГТС нуждается в очень серьезных капиталовложениях в реконструкцию, поэтому, с учетом этого, европейские потребители, особенно Германия, будут больше склонны отдавать предпочтение новым проектам, которые могут быть экономически дешевле с точки зрения транзита и также выгодными с точки зрения окружающей среды. Поэтому здесь для Украины нужен серьезный пересмотр не только стратегии национальной энергетической безопасности, а также того, что нам досталось в наследство от СССР. Дело в том, что все газопроводы у нас были построены в 1970-1980 годах, соответственно, уровень их износа — ясен", — сказал Ярошенко в эфире радиостанции "Голос столицы".

Цена ГТС падает

Как отметили аналитики ОО "Публичный аудит", с 2014 года объем транзита газа по украинской ГТС увеличился на 50,3% — соответственно, столь существенное увеличение транзита должно было сказаться и на стоимости ГТС, но она снизилась.

В 2014 году при транзите в 62,2 млрд кубометров ГТС оценивалась в $ 25-35 млрд, а в 2018 году при объеме в 93,5 млрд кубометров (по 2017) — уже только в $ 12 5 млрд. Как отмечают в "Публичном аудите", если транзит по украинской ГТС не будет превышат 10-15 млрд кубометров в год, доход Украины от транзита снизится с $ 3 млрд до $ 330-500 млн в год, а ежегодные потери составят минимум $ 2,5 млрд.

Битва за транзит. Украина пробуксовывает

Недавно стало известно, что общий суд Европейского союза отклонил иск НАК "Нафтогаз Украины" против Европейской комиссии с требованием отменить решение от 28 октября 2016 года, которое позволяет российскому "Газпрому" увеличить использование мощностей газопровода Opal.

Суд пришел к выводу, что, кроме прочего, решение ЕК по освобождению газопровода Opal от действия некоторых норм Третьего энергопакета не было окончательным, а подлежало имплементации на уровне национальных мер, и потому не подлежит оспариванию перед этим судом Это решение ЕК дало доступ "Газпрому" практически ко всем мощностям газопровода Opal (отвод от Nord Stream из России в Европу по дну Балтийского моря мощностью 36 млрд кубометров). Примечательно, что НАК подал иск по газопроводу OPAL в марте 2017 года.

"Об эстонских партизанах из "Нафтогаза" уже знают даже в ЕС. Это же надо так опозориться — Россия уже завершила строительство первой ветки "Турецкого потока" будет приступать к "Северному потоку-2", а "Нафтогаз" растягивает удовольствие — оспаривает сухопутное продолжение "Северного потока-1". Первого, а не второго! А может в "Нафтогазе" все это время думают, что Россия планирует строить "Северный поток-1"? И не догадываются о второй очереди? Да, с такими друзьями и врагов не нужно. Интересно, когда в "Нафтогазе" решат, что "Турецкий поток" также наносит вред ГТС Украины и начнут против него борьбу — в 2025 или 2030 году?", — написал на своей странице в Facebook член набсовета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук.

Никто в экспертной среде не отрицает, что и Россия, и Европа заинтересованы в работе украинской ГТС. Только это очень специфические интересы. Европа заинтересовано только в "куске" трубы, которая будет работать.

Рабочая поездка президента РФ В. Путина в Челябинскую область
Геращенко: «Северный поток - 2» превратит ГТС Украины в металлоломВ Киеве считают, что Украина должна сохранить «зависимость» России от транзита через украинскую территорию

"Если мы говорим о сокращении объемов транзита, то они будут идти по какому-то одному маршруту, и этот маршрут будет Европу интересовать. Все остальное — это не ее головная боль. Русские заинтересованы с точки зрения возможной балансировки. В случае, если "Северные потоки" становятся на ремонт, объемы нужно как-то балансировать, плюс зимний период. Глобально ни Европа, ни Россия не заинтересованы в украинской ГТС", — сказал РИА Новости Украина Валентин Землянский.

При этом, по его мнению, в сегодняшней ситуации Украине нечего предложить ни европейским, ни российским партнерам.

"Украина могла бы пойти на какие-то компромиссные переговоры, чтобы сохранить объемы транзита газа из РФ, но, как я понимаю, никто на это идти не будет", — заключил Землянский.

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала