Как сообщил «Вечернему Харькову» председатель правления общественной организации «Всеукраинская ассоциация по защите прав потребителей» Максим Гончар, продукты питания, которые не продаются в Европе, попадают в Украину. Это происходит из-за того, что украинцы отменили обязательную сертификацию продуктов. В результате потребители получают фальсификат.
— Сертификация продукции — как импортной, так и той, что производится в Украине, — была отменена в рамках подписания экономической части соглашения об ассоциации Украины с ЕС. То есть мы открыли рынок для продукции, которая может быть сомнительного качества, и дополнительных проверок никто не делает, — говорит Максим Гончар. — Например, два раза в прошлом году мы проверяли украинские сыры — один раз 32 вида, другой раз — 34 вида. Было выявлено 38% и 40% фальсификата соответственно. Польских сыров мы проверили семь видов — и в каждом из них в разном процентном соотношении присутствовал жир немолочного происхождения. А его наличие в традиционном молочном продукте, каковым является сыр, полностью запрещено. В соответствии с Законом «О молоке и молочных продуктах», ни жиров, ни белков немолочного происхождения там быть не должно. На следующей неделе мы снова будем делать отбор в четырех областях Украины опять-таки польских сыров, но уже 30-35 видов, чтобы картина была максимально полной. Кроме того, лабораторией «Укрметртестстандарт» были выявлены фальсификаты среди рижских шпрот. Показательна история с оливковым маслом, в котором самого оливкового масла было всего до 30%, остальное — какие-то спорные субстанции. Ну и так далее.
Повлиять на этот процесс, по словам эксперта, очень тяжело.
— Импортер скажет: сертификация не предусмотрена, мы доверяем сопроводительной документации, которую дает поставщик. А по законодательству это всего лишь таможенно-транспортная накладная, которая показывает только происхождение товара, то есть откуда он официально завезен. А паспорт качества производитель может просто напечатать на принтере — никто эту информацию дополнительно не проверяет, — говорит Максим Гончар.
Новый закон, который вступил в силу 4 апреля 2018 года по контролю качества продуктов питания уже позволяет Госпродпотребслужбе Украины реагировать на нарушения активнее и проводить как плановые, так и внеплановые проверки. Но есть ли у проверяющих рычаги влияния на качество импортных продуктов?
— Я уверен, — говорит Максим Гончар, — что товары высокого качества по высокой цене недоступны нашему потребителю. Однако есть, так сказать, неликвид, который не продается в Европе, а рынок сбыта в 40 миллионов человек на территории Украины — это просто золотое дно. И без дополнительных проверок эта продукция едет сюда. Не говоря уже о контрабандной продукции, которая ввозится и реализуется на рынках — документации никакой, маркировка на украинском языке отсутствует.
По мнению эксперта, для работы правоохранительных органов и служб по защите прав потребителей и контролю качества безопасности продуктов питания открывается достаточно большой простор.
— В Европе, например, если на продукте нет значка с кодом, что он прошел сертификацию какого-то органа, покупатели могут его проигнорировать, — утверждает Максим Гончар. — Они очень избирательно к этому относятся. А у нас, к сожалению, первый показатель для покупки — ценник. Экономические условия заставляют украинцев двигаться именно в таком русле.
Ирина Канунникова