Рассказывая о своей авиакомпании, генеральный директор «Белавиа» Анатолий Гусаров перечисляет названия украинских городов: Киев, Одесса, Львов, Харьков. Это те города, куда летают белорусские самолеты. В Днепр авикомпанию не пустили, зато звали в Винницу и Херсон, что «Белавиа» пока не заинтересовало.
«Транзитных (пассажиров из Украины — ред.) — почти половина от всех пассажиров на регулярных рейсах, если с чартерами — то порядка 40%. Вообще в авиакомпаниях самые главные пассажиры прямые, потому что эти перелеты стоят дороже. Но для всех авиакомпаний и аэропортов очень важен транзитный поток, хоть такие перевозки и дешевле. Сегодня у «Белавиа» и Национального аэропорта Минск основной транзитный поток — между Украиной и Россией. Думаю, это около половины от всего транзита», — заявлял Гусаров в декабрьском интервью TUT.BY.
При этом глава компании заявил, что он надеется на примирение Украины и России, хотя из-за этого транзитный пассажиропоток из Украины ожидаемо снизится. По словам Гусарова, самолеты с него переправят на другие направления.
Однако отрасль авиаперевозок не единственная, которая выиграла от яркого «костра межгосударственной дружбы», который разгорелся между Украиной и Россией.
Нефть и военная техника
Белоруссия всегда тщательно относилась к своей энергетической сфере. Сейчас страна достраивает Белорусскую АЭС, которая может изменить энергетический баланс в Прибалтике. Примечателен и подход белорусов к нефти. Своих залежей «черного золота» стране не хватает. Однако вместо того, чтобы закупать нефтепродукты, Минск покупает сырье для них, а уже после переработки отправляет бензин и дизельное топливо на экспорт.
Осенью 2017 года некоторые профильные издания называли Белоруссию чуть ли ни единственным поставщиком нефтепродуктов на Украину. Однако из-за ремонта на Мозырском НПЗ, а также из-за переориентации поставок на экспорт через порты Балтии, поставки белорусских бензинов упали со среднемесячных 82% до 30%, а на Украине активнее стали действовать литовские поставщики, которые нарастили долю поставок бензинов со среднегодовых 12% до 59% в октябре 2017 года.
Однако после завершения ремонта на Мозырском НПЗ в конце октября Белоруссия снова стала наращивать поставки на Украину. Первая в этом сезоне партия дизельного топлива от белорусов зашла на Украину 2 ноября.
Впрочем, и до Майдана в этом вопросе Минск был среди лидеров.
«Доля белорусского топлива в украинском балансе как была высокой до 2013 года, такой она и остается. Думаю, что в этом году в импорте всех видов топлива она в районе 70%. Что до конфликта доля белорусских нефтепродуктов была высокой, что после», — отмечает в комментарии изданию Ukraina.ru сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.
А вот с некоторой продукцией белорусского машиностроения ситуация иная. В 2016 году на Украине даже разгорелся скандал, когда советник президента страны Юрий Бирюков, который курирует вопросы, связанные с армией, заявил о предпочтении белорусских МАЗов перед украинскими КрАЗами. Лидер «Радикальной партии» Олег Ляшко заявил, что в таком замещении заинтересован президент Петр Порошенко, на чьем предприятии в Черкассах и собирают МАЗы. В ответ Бирюков привел статистику: из 120 МАЗов у шести зафиксировали проблемы с электропроводкой, у одного — с охлаждением, у одного — с рулевым, у одного с коробкой передач, у трех — с ведущими мостами, и у трех — другие проблемы. При этом на 811 КрАЗов набралось 824 поломки.
Однако не МАЗом единым. Из-за войны в Донбассе украино-российское сотрудничество в военной сфере сошло на «нет». Киеву пришлось искать других поставщиков. Киев предсказуемо обратил свой взгляд на север.
По итогам сотрудничества в одном лишь 2015 году Белоруссия поставила на Украину двигателей и ремонтных комплексов БТР и БМП на $2 млн, аккумуляторных батарей для бронетехники на $2,19 млн. Кроме того, Белоруссия поставила Украине артиллерийские и ракетные системы шасси от МЗКТ. С последними был связан скандал. В июне 2016 года о замеченной в Коростене белорусской технике сообщил украинский военный эксперт, журналист Александр Аргат. В ответ в ряде российских СМИ появились критические публикации по отношению к Белоруссии, что вызвало ответную реакцию белорусских журналистов.
Но не все измеряется деньгами. Многие политологи обращали внимание на то, что благодаря позиции президента Белоруссии Александра Лукашенко, предложившего Минск в качестве места для переговоров о судьбе Донбасса, удалось снять своеобразную «изоляцию» страны. В столицу Белоруссии прилетали канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Франсуа Макрон для встречи с президентом РФ Владимиром Путиным и президентом Украины Петром Порошенко.
Экономические выгоды и политические риски
Сами белорусы уверены — ситуация для их страны после начала осложнений между Россией и Украиной — не поменялась в лучшую сторону.
«Если посмотреть на падение белорусского экспорта с 2014 года как с Российской Федерацией, так и с Украиной, мы увидим, что потеря очень значительна. Порядка 25-30% было падения, $15-20 млрд. И это падение не удалось перекрыть теми выгодами, которые Беларусь получила в результате введения санкций», — указывает в разговоре с изданием Ukraina.ru белорусский политолог, редактор портала Imhoclub.by Алексей Дзермант.
Прибыль от возросших поставок белорусских продуктов в РФ не перекрыла общего падения товарооборота с Россией и Украиной.
Кроме экономических издержек есть и политические издержки. Несмотря на то, что Белоруссия попыталась стать переговорной площадкой в условиях кризиса, нейтральной по отношению и к Москве, и к Киеву, сама Украина, по словам эксперта, представляет угрозу для Белоруссии.
«Мы получили под боком очень нестабильное государство с радикалами, а у нас с Украиной почти тысячекилометровая граница, что потребовало усиления работы на границе, работы силовых структур для того, чтобы возможные угрозы, которые реальны с украинского направления, каким-то образом купировать. По сути, отношения Беларуси и Украины зиждутся на очень непрочной основе. Когда украинские радикалы, в том числе во власти, обвиняют Беларусь в тайных намерениях совместно с Россией напасть на Украину, это поддерживает напряженную атмосферу в отношениях», — отмечает Дзермант.
В качестве примера он приводит шпионский скандал между Киевом и Минском. Все это, по его словам, может отразиться на экономике. Белоруссия может потерять один из рынков сбыта своей продукции.
«Политика будет влиять на наши отношения. Тенденция — негативная. Очень влиятельные силы на Украине, политики из США, ЕС не заинтересованы, чтобы Украина сохраняла сильную экономическую связку с Беларусью, а через нее и с Евразийским союзом. Поэтому, к сожалению, думаю, что будут ухудшаться политические, а значит и экономические отношения. Это значит, что мы будем терять серьезную долю экспорта и финансов на этом направлении», — резюмирует белорусский эксперт.
В общем, украино-белорусскому партнерству угрожают украинские националисты, радикально настроенные политики, в том числе и с Запада, а также проседание украинской экономики и война в Донбассе.