Утро у главы Генпрокуратуры Украины Юрия Луценко выдалось напряженным. К нему с жалобами пришли главы НАБУ и САП.
«У Юрия Луценко сегодня судное утро. Главы САП и НАБУ придут к нему с материалами спецоперации в миграционной службе», — рассказывал журналист Мустафа Найем.
По версии МВД, ГПУ и САП детектив НАБУ провоцировал дачу взятки сотруднику миграционной службы, за что должен сесть на семь лет в тюрьму. В свою очередь в НАБУ утверждают, что сотрудник миграционной службы неоднократно требовал взятку. Бюро провело спецоперацию, чтобы задокументировать дачу взятки, но СБУ «слила» материалы прослушки, агентов НАБУ вскрыли и теперь семеро сотрудников находятся в заложниках у Службы безопасности Украины.
Позже Луценко вынес соломоново решение — детектива не сажать, а дело продолжить разбирать.
«Только что в разговоре с генеральным прокурором было определено, что никто задержан не будет, под стражей сотрудников Антикоррупционного бюро не будет… У них есть расследование, которое было начато по заявлению первого заместителя главы Государственной миграционной службы, и это расследование касается якобы провокации взятки со стороны сотрудников НАБУ», — рассказал директор НАБУ Артем Сытник.
В общем, дело подвешено. Но кто выйдет из затянувшегося конфликта антикоррупционеров победителем. С одной стороны вся мощь «старых правоохранителей»: МВД, СБУ и ГПУ. С другой — «молодое и зеленое» НАБУ, у которого за спиной мощнейшее государство мира — США. Ukraina.ru разбиралась в сложившейся ситуации.
Война мышей и лягушек
Сложившаяся ситуация, несмотря на весь пафос, довольно комична.
«Конфликты множатся и это может привести к тому, что антикоррупционная борьба, так и не начавшись, может быть дискредитирована. У Луценко останется политическая перспектива, а вот будет ли после этой «батрахомиомахии» перспектива у Сытника — это вопрос», — отмечает в комментарии Ukraina.ru политолог Андрей Золотарев.
«Батрахомиомахия» — написанная гекзаметром древнегреческая пародийная поэма о войне мышей и лягушек. Написанная, как пародия на гомеровские эпосы, она рассказывает о столкновении лягушек и мышей в которое вмешиваются олимпийские боги. В разговорной речи батрахомиомахия также означает столкновение по ничтожному поводу ничтожных же соперников.
Применить такой термин к битве антикоррупционеров Золотарева побуждает реакция на эту борьбу со стороны украинского общества.
«У общества все это вызывает саркастически-ироничную реакцию. Драмы и трагедии наших антикоррупционеров уже не воспринимаются всерьез обществом», — отмечает Золотарев.
Даже украинские политики не верят в потуги антикоррупционеров.
«Бедность — это первоисточник коррупции. Вы можете назначить 20 судей, вы можете назначить 200 детективов с космическими зарплатами, но вы никогда не победите коррупцию в стране сплошной бедности. Для того, чтобы одолеть коррупцию, есть один рецепт — побороть бедность», — заявил лидер «Радикальной партии» Олег Ляшко.
Даже создание такой требуемой Западой и рядом политсил Украины структуры, как Антикоррупционный суд, по мнению Ляшко, не спасет ситуацию. Депутат уверен, что даже этот суд будет инструментом политической борьбы.
Со звериной серьезностью к антикоррупционерам относится лишь одно ведомство на Украине да и то — посольство США.
«Я поражена преданностью профессионалов, осознанием миссии в НАБУ и САП. Украинцы должны гордиться этими героями, которые борются с коррупцией — наибольшей проблемой Украины», — написала в Twitter посол США на Украине Мари Йованович.
Вражена відданістю професіоналів, усвідомленням місії в @nab_ukr та #САП. Українці мають пишатися цими героями, які борються з корупцією — найбільшою проблемою України. Горді бути вашими партнерами. #НАБУ pic.twitter.com/1a4HBrNuX8
— U.S. Embassy Kyiv (@USEmbassyKyiv) 29 ноября 2017 г.
Именно США называют страхующей НАБУ силой. Без помощи самого сильного государства в мире с молодой и наглой структурой быстро бы расправились украинские политики.
«Специфика украинской власти такова, что она крайне нуждается во внешней легитимности. С учетом характера отношений с РФ, экономических проблем, внешняя легитимность крайне важна. Побить горшки с Соединенными Штатами нынешняя власть не может. Да, она может устраивать «праздник непослушания» по какому-то частному вопросу, но пойти на стратегические вещи она не в состоянии», — поясняет Золотарев.
Впрочем, даже имея поддержку США за спиной НАБУ не застраховано от проигрыша в подзатянувшейся борьбе структур.
Сытник начинает, Луценко выигрывает
Активность Сытника, которого уже начали прочить в преемники Порошенко, может выйти ему боком.
«Пока, если смотреть политически, в выигрыше оказался не втянутый в конфликт генеральный прокурор, который человек гораздо более искушенный, чем Сытник, не зная брода полезший в воду — окунувшийся в омут украинской политики. Генпрокурор демонстрирует, что он не только эффектнее, но и эффективнее некоторых правоохранительных органов. Возвращенные государству Януковича, нефтеперерабатывающий завод, конфискованный у Курченко, реакция на задержания коррупционеров — Луценко понимает нюансы. У общества есть запрос на наказание не только предшественников, но и нынешних коррупционеров», — отмечает Золотарев.
И пока Луценко пиарится на борьбе с коррупцией, Сытник, по словам политтехнолога, занимается самозакапыванием и дискредитацией: результатов его деятельности, а конфликты с другими структурами множатся.
Примечательно, что сам Луценко старается показать, что он над борьбой. Так, у себя в Facebook он приводит пример борьбы со взяточничеством вместе с НАБУ. Луценко рассказывает, как ГПУ готовит ходатайство об аресте коррупционера.
«Вместе — сильнее!» — резюмирует он свой рассказ.
Тут уже сложно обвинить генпрокурора в предвзятости, а также в том, что он в конфликте НАБУ с НАПК и САП будет поддерживать последние структуры, связанные с его ведомством. По крайней мере, оснований своими высказываниями Луценко для этого не дает.
Именно поэтому политические перспективы генпрокурора по результатам борьбы антикоррупционеров друг с другом гораздо лучше, чем у директора НАБУ.
«Луценко видит, что то, что происходит, может оказаться омутом, из которого не выберешься. Поэтому четко видно, что выстраивает линию поведения иначе, чем Сытник. Последний с шашкой наголо бросается в лихую кавалерийскую атаку. Но это напоминает атаку британской легкой кавалерии под Балаклавой», — смеется Золотарев.
Атака британской конницы под Балаклавой во время Крымской войны вошла в историю, в том числе и благодаря стихотворению Альфреда Теннисона «Атака легкой бригады». Желание захватить русские пушки дорого обошлось британцам. Они попали под огонь артиллерии. За 20 минут боя из немногим более 600 кавалеристов погибло и попало в плен 365 человек. При этом британцы потеряли и почти 500 своих лошадей. Участник того сражения — францзуский генерал Пьер Боске произнес фразу, ставшую крылатой: «Это великолепно, но это не война: это безумие». Примечательно, что до сих пор в Великобритании пытаются определить виновного в разгроме бригады.
Украинская политика пока не привлекает внимания поэтов, поэтому все атаки Сытника на коррупционеров вряд ли дождутся пера украинского Теннисона. Зато Порошенко по итогам антикоррупционных войн сможет вздохнуть с облегчением. Еще один конкурент на выборах, которые состоятся через полтора года, будет дискредитирован.