Генеральный директорат по внешней политике ЕС опубликовал рекомендации по соглашениям об ассоциации с постсоветскими странами, в частности с Украиной.
Одной из ключевых проблем для Украины остаётся конфликт на востоке страны, в связи с чем сотрудники европейского ведомства предлагают свои меры по нормализации обстановки.
«Усилия по реиндустриализации и восстановлению Донбасса могут ускорить получение нового пакета помощи в обмен на примирение и реализацию Минских соглашений», — говорится в тексте документа.
Однако, как отмечают европейские эксперты, правительству Украины «не хватает существенных средств» для реализации стратегии реинтеграции Донбасса, которая была подготовлена в январе текущего года.
Главным образом, как отмечается в докладе, на украинской экономике сказалось решение Киева заблокировать транзит в Донбасс. В результате конфликта ВВП Украины снизился на 0,7% — с учётом того, что годовой рост ВВП в 2016 году составил 2,3%. Прекращение транзита товаров через линию соприкосновения приведёт к дальнейшему сокращению ВВП, считают в ЕС.
«Нарушение Конституции Украины»
Законодательные инициативы украинского парламента, среди которых и закон о реинтеграции Донбасса, а также требуемые Евросоюзом реформы тормозятся из-за разобщённости Верховной рады, говорится в документе. Европейские представители прямо указывают на нарушение украинским парламентом главного закона страны.
«Вялые темпы реформ обусловлены затяжным политическим конфликтом между правящей коалицией и оппозиционными группами. Верховная рада уже почти два года работает без официально оформленной правящей коалиции, что является нарушением конституции страны», — заявляется в отчёте Генерального директората.
Составители документа имеют в виду 83-ю статью Конституции Украины. В ней говорится, что для принятия законов Раде необходима коалиция большинства, которая должна составлять не менее 226 депутатов. На данный момент такой коалиции формально не существует. Об отсутствии коалиции заявляют и сами депутаты Верховной рады.
«Коалиции в Раде нет, максимум 206 человек. Ситуативная группировка правит в парламенте», — заявлял ранее депутат Верховной рады и лидер партии «За жизнь» Вадим Рабинович в эфире канала «112 Украина».
Ранее коалиция в украинском парламенте состояла из пяти партий и была представлена 302 депутатами. Три фракции вышли из коалиции — «Радикальная партия Олега Ляшко», «Самопомощь» и «Батькивщина». Таким образом, коалицию сейчас составляют депутаты лишь двух партий — «Блок Петра Порошенко» и «Народный фронт», число которых недостаточно для формирования коалиции в 226 голосов.
О разногласиях в Раде говорят и составители европейского документа. «Официальная форма правления Украины — президентско-парламентская республика, однако нынешние разногласия в Раде укрепили роль президента. Сейчас глава государства контролирует правоохранительные органы, службы безопасности, армию, дипломатический корпус, а также прокуратуру», — поясняется в отчёте директората.
Помимо этого, представители Генерального директората назвали коррупцию на Украине «самым важным вызовом» для страны. В отчёте сообщается, что 90% украинцев считают коррупционную составляющую серьёзной проблемой.
Также отмечается, что именно это препятствие может стать ключевым фактором, ограничивающим эффективность финансовой помощи Украине со стороны стран Запада.
Согласно информации украинского портала «Сегодня», который ссылается на социологические исследования, наиболее коррумпированными органами на Украине, по мнению респондентов, оказались суд (52%), Верховная Рада (51%) и прокуратура (45%).
Отвлекающий манёвр
Обстановка в Донбассе используется украинскими властями для отвлечения внимания населения страны от экономических проблем, считают в ЕС.
«Тем не менее вероятность возникновения конфликта между государством и обществом по-прежнему существует ввиду сложившейся социальной и экономической ситуации и низкого уровня доверия к правительству. Киев пытается смягчить трения, акцентируя внимание на военных действиях в Донбассе и продолжающейся российской агрессии», — поясняется в докладе Генерального директората ЕС. При этом природа «российской агрессии» в документе не уточняется.
При этом в Брюсселе предложили увеличить помощь Киеву в виде грантов в рамках Европейской политики добрососедства.
«ЕС должен продолжать и расширять свою практику по формированию более крупных пакетов помощи, включающих гранты, а не только кредиты, для поддержки секторальных реформ», — отмечается в докладе.
В то же время, несмотря на солидные вложения Евросоюза, Россия остаётся крупнейшим торговым партнёром Украины с товарооборотом в €8,2 млрд в 2016 году. Также Россия является крупнейшим инвестором в экономику Украины — уровень вложений в 2016 году составил €1,3 млрд.
Инвестиции в переориентацию
Раннее стало известно о планах Евросоюза выделить €50 млн на поддержку децентрализации Украины. На эти деньги, в частности, предполагалось оказать поддержку возвращению самопровозглашённых ДНР и ЛНР в состав страны.
«При надлежащем финансировании программы регенерации, а также эффективном способе информирования о ней можно снизить угрозу распространения нестабильности, исходящей из региона», — говорилось в отчёте.
А финансируемый ЕС Европейский фонд поддержки демократии запустил ряд проектов на подконтрольной Киеву территории Донбасса. Один из них — City Hub — направлен на поиск молодых лидеров и налаживание связей между подконтрольной Украине Луганской областью и самопровозглашённой Луганской народной республикой.
Сейчас в Верховной раде готовятся ко второму чтению законопроекта о реинтеграции Донбасса. В случае одобрения документа украинскими парламентариями Донецкую и Луганскую области объявят «оккупированными территориями». В этом контексте «освобождение» Донбасса будет признано «целью государственной политики» Украины.
Кроме того, законопроект закрепляет за Россией понятие «страна-агрессор». Как стало известно, 15 ноября на заседании комитета Верховной рады по вопросам национальной безопасности и обороны председатель комитета Сергей Пашинский заявил о включении в текст документа «возвращение» Крыма. В то же время разрыва дипломатических отношений с Россией в рамках документа не предусматривается.
Второе чтение закона о реинтеграции Донбасса уже несколько раз откладывалось. После его принятия в первом чтении планировалось рассмотреть закон с 17 по 20 октября, о чём заявила представитель президента в Раде Ирина Луценко.
Позже она же сообщила о проведении второго чтения документа в середине ноября. А 17 ноября народный депутат Украины Сергей Рудык предположил, что закон может пройти второе чтение только в декабре.
«Донбасс на это не пойдёт»
Однако инициативы ЕС относительно Донбасса можно назвать «очень сильно оторванными от реальности». Такого мнения придерживается заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Никита Данюк.
«Европа, несмотря на очевидные проблемы в гуманитарной сфере на территории Донбасса, никаких попыток помочь гуманитарными грузами населению не предпринимает — в отличие от российской стороны. На мой взгляд, это не более чем пропагандистский инструмент, который должен позитивно настроить представителей Донбасса по отношению к Брюсселю, который готов якобы вкладываться в их разрушенную промышленность, но по факту реализация этой инициативы крайне маловероятна», — пояснил эксперт.
На воссоединение с Украиной самопровозглашённые республики Донбасса вряд ли пойдут, считает Данюк.
«Сейчас территория Донбасса с точки зрения промышленно-производственного цикла никак не связана с Украиной. На территории Донбасса была осуществлена национализация. В этом контексте подобного рода заявления со стороны европейских товарищей нужно воспринимать не более чем как информационный фон. В таком случае Донбасс вынужден будет признать над промышленностью юрисдикцию украинского государства. В нынешних условиях представители Донбасса на это никогда не пойдут», — заключил политолог.
Дмитрий Булгару
Оригинал публикации