Польские власти рассматривают возможность уничтожения одного из самых известных зданий Варшавы, которое давно стало ее символом. Речь идет о знаменитом Дворце культуры и науки, который был построен в 1952-1955 годах в качестве подарка Советского Союза польскому народу.
Эта увенчанная шпилем башня высотой 230 метров, спроектированная по образцу московских высоток, было возведено на советские деньги советскими строителями — потому что Варшава, которая была практически полностью разрушена гитлеровцами в ходе подавления восстания Армии Крайовой, остро нуждалась в административных и общественных зданиях. В небоскребе имелось свыше трех тысяч конторских помещений, четыре концертных зала, театры, фильмотека, конференц-зал площадью 11 тысяч квадратных метров, плавательный бассейн, музей техники и ботаническая оранжерея.
По тем временам это было нечто футуристическое — так что неудивительно, что сооружение вызывало восторг и гордость у переживших войну и разруху поляков.
Даже сейчас, в наши дни, дворец является самым высоким зданием Польши и входит в десятку самых высоких небоскрёбов Европейского Союза. Он является одним из самых узнаваемых символов Варшавы — «сталинский небоскреб» изображен на многочисленных сувенирах, а старожилы города неизменно вспоминают, что в 1968 году здесь прошел первый в истории Восточного Блока концерт западной рок-группы — легендарных the Rolling Stones.
Те, кто бывал в польской столице, знает, что ее трудно представить себе без «сталинского небоскреба. Но, как не трудно в это поверить, представители польского истеблишмента постоянно поднимают вопрос о необходимости «декоммунизировать» самое высокое здание страны — то есть, снести его, поступив с памятником архитектуры по заветам запрещенного в России ИГИЛ — что вполне логично для страны, где проходят шестидесятитысячные факельные шествия ультраправых.
Эти требования звучат сейчас особенно громко, потому что в будущем году Польша будет отмечать сразу два по своему знаковых юбилея. Ровно сто лет назад Юзеф Пилсудский провозгласил создание Второй Речи Посполитой — куда вошла и оккупированная с согласия атамана Петлюры Западная Украина. И в том же году власти возрожденной польской республики разрушили построенный российскими властями собор Александра Невского — огромное сооружение, которое тоже считалось тогда самым вместительным на всей территории Польши.
Похоже, что многие польские политики готовы совершить римейк давнего архитектурного вандализма. Глава МВД республики Мариуш Блащак прямо назвал Дворец культуры и науки «символом российского, советского доминирования», требуя покончить с ним в рамках политики декоммунизации. «Это еще одно обязательство, которое взяла на себя во время выборов правящая партия «Право и справедливость». Мы обязались порвать с коммунистической традицией, которая до сих пор присутствует в Польше», — заявил Блащак, выражая мнение всей правящей верхушки страны.
Вице-премьер Польши, министр культуры и национального наследия республики Петр Глиньский заявил, что не видит проблемы в уничтожении дворца, признав, что польское правительство обсуждает эту инициативу в качестве своеобразного символического жеста в столетие независимости. А заместитель министра обороны Польши Бартош Ковнацкий пообещал, что армия успешно справится с задачей по подрыву огромного здания. «Это были бы хорошие учения для наших солдат и хороший подарок для всех к столетию независимости», — сказал бравый польский военный, по словам которого, на месте Дворца науки и культуры было бы неплохо построить очередной деловой центр.
Впрочем, стоит отметить, что планы высокопоставленных вандалов вызывает возмущение многих жителей города, включая известных архитекторов, инженеров, искусствоведов и журналистов. В 2007 году здание было внесено в список памятников архитектуры, и находится под охраной закона. А польские левые иронически говорят о том, что у правительства нет денег, чтобы отпраздновать юбилей сооружением новых зданий — и поэтому чиновникам приходится пиариться на инициативах в духе печально известного Герострата.
Шутки шутками — но некоторые представители польской интеллигенции по-настоящему напуганы инициативой высокопоставленных польских патриотов. Сама мысль о «символическом» уничтожении огромного здания, которое приносит большую общественную пользу и имеет очевидную исторически-культурную ценность, кажется им совершенно иррациональным, безумным актом, в котором видится наступление нового Средневековья.
Эти настроения и чувства вполне можно понять. Варшавская высотка построена на основе проекта Главного здания Московского государственного университета на Воробьевых горах, которое признано в мире выдающимся памятником архитектуры. Дикостью выглядит инициатива властей европейской Польши, которые очень любят поговорить о «варварстве» своих восточных соседей.
Конечно, эта варшавская история не про культуру или архитектуру — и даже не про известные всем проблемы отношений России и Польши. Она показывает, как глубоко скатывается в дикость общество Восточной Европы. Обычно мы не замечаем этих растянутых во времени изменений, постепенно привыкая к вещам, которые казались еще вчера невозможными. Но украинская «декоммунизация» показала, что сегодня возможно все.
Огромное здание Дворца науки и культуры — не памятник и не барельеф. Это слишком заметный маркер, и угрозы снести его указывают на то, как далеко зашли разрушительные процессы, затронувшие постсоциалистические страны. И если в Варшаве все-таки уничтожат этот знаменитый памятник архитектуры, никто не сможет поручиться, что завтра не будет разрушена гостиница «Дружба», которая была построена на Крещатике в том же стиле и в тех же пятидесятых годах — если Вятрович и Парубий примут решение последовать передовому примеру поляков. Почему бы и нет — ведь речь идет об одной, общей порочной логике процесса «декоммунизации», которая везде применяется на практике одинаковым образом.
Кстати, по иронии истории, в декабре 2013 года варшавский Дворец науки и культуры подсветили цветами украинского флага — в знак солидарности с Евромайданом. Это случилось как раз в те дни, когда на Бессарабке разрушили памятник Ленину. Глава МИД Польши официально приветствовал «патриотический» вандализм. И это стало плохим знаком для главной высотки польской столицы.