24 октября в Королевском районном суде Житомира состоялось начало слушания дела журналиста Василия Муравицкого — бывшего редактора всеукраинской газеты «Новая волна», которого обвиняют в государственной измене и подрывной деятельности. Василий настаивал на отводе судьей, но получил отказ, а затем суд перенес слушание на 2 ноября. При этом, на заседании присутствовала организованная группа националистов, которые пытались травить подсудимого, и бесцеремонно оказывали давление на судей. Судьба молодого социалиста может решиться уже через неделю — и самое время вспомнить, каким образом расправлялись с его коллегами, которые попали за решетку за последние три с половиной года.
Ситуация со свободой слова в Украине кардинально изменилась после потрясений 2014 года. Политический переворот и начало Антитеррористической операции на востоке страны послужили поводом для введения беспрецедентной в истории страны цензуры и позволили новой власти полностью подавить оппозиционные медиа, бездоказательно именуя их «пятой колонной». Активная националистическая пропаганда, узаконенное преследование инакомыслящих и безнаказанный уличный террор сделали невозможным открытое высказывание оппозиционных взглядов не только в публичном информационном пространстве, но даже в личных блогах работников СМИ. Расправа за это грозит совершенно нешуточная.
Еще 18 марта 2014 года, вскоре после победы Евромайдана, группа депутатов ультраправой партии «Свобода» ворвались в офис Первого национального телеканала, избила перед видеокамерой его директора Александра Пантелеймонова и заставила того написать заявление об отставке. В течение нескольких лет ультраправые осуществляли систематические нападения на редакцию оппозиционной газеты «Вести» и на распространителей этого издания, а 5 сентября 2016 года националисты публично подожгли офис телеканала «Интер» — причем, полиция отпустила всех участников нападения, которое едва не привело к человеческим жертвам. Одновременно с этим развернулось преследование бывшего редактора «Вестей» Игоря Гужвы, который возглавляет сейчас один из последних независимых информационных ресурсов — интернет-сайт Strana.ua — и проходит по целому ряду дел.
В феврале 2015 году власти арестовали корреспондента телеканала «112-Украина» Руслана Коцабу, который разместил на youtube видеоролик с критикой принудительной мобилизации украинцев в зону АТО. Коцабе выдвинули обвинения по, так называемой, «сталинской» статье о государственной измене, потребовав для него 13 лет тюрьмы. Журналист провел 524 дня в одиночной камере СИЗО и был освобожден только после того, как Международная Амнистия признала его узником совести, а 34 депутата Европарламента подписали заявление в его защиту. Однако, генеральная прокуратура Украины обжаловала освобождение Коцабы, и сейчас над ним идет новый суд, причем, в атмосфере демонстративного давления на журналиста неонацистов из группировки С14, действующих в тесном контакте с властью.
Представители этой же группировки обвиняются в убийстве известного писателя и журналиста Олеся Бузины — бывшего главного редактора ведущей украинской ежедневой газеты «Сегодня», который был застрелен на пороге своего дома 16 апреля 2015 года. Несмотря на то, что следствие достаточно быстро установило подозреваемых в этом преступлении, и имеет на своих руках все необходимые улики, давление со стороны националистов заставило правоохранителей отпустить тех под домашний арест, а затем выпустить на свободу, оставив дело в подвешенном состоянии.
Нераскрытым осталось и убийство журналиста Павла Шеремета, который был взорван в центре Киеве в своем личном автомобиле 20 июля 2016 года. Причем, накануне за ним, по некоторым данным, следили представители известного своими ультраправыми взглядами полицейского полка «Азов».
Бывший депутат от Компартии Украины, редактор левой газеты «Рабочий класс» Александр Бондарчук был обвинен в перепечатывании «сепаратистской статьи» и провел 9 месяцев в киевском СИЗО — причем, дело против него до сих пор не прекращено. Главный редактор закарпатской газеты «Рабоче-крестьянская правда» Анатолий Маевский находился в тюрьме больше года. Он осужден за «сепаратизм», получил 5 лет условно с испытательным сроком в 3 года.
Директор одесской телекомпании «Новая волна» Елена Глищинская, известная своим участием в борьбе за независимость Украины в начале 90-х годов, была арестована 29 апреля 2015 года и также заключена под стражу по обвинению в сепаратизме и государственной измене. Беременная женщина, мать двоих детей, провела в тюрьме больше года, в крайне тяжелом состоянии. Медики диагностировали у нее внутренние кровотечения и отслоение плаценты, рекомендовав срочную госпитализацию. Однако в этом было отказано. В итоге, Глищинская родила ребенка в тюремном заключении, и была отправлена в Россию в рамках обмена пленными.
Настоящим шоком для Украины стал политический приговор журналистам Дмитрию Васильцу и Евгению Тимонину. 28 сентября 2017 года каждый из них был осужден на 9 лет лишения свободы по обвинению в государственной измене. Основанием для этого абсурдного и жестокого решения стало то, что осужденные якобы «настроили» в Донецке канал для youtube — хотя доказать это так и не удалось. Не удивительно, что журналисты дожидались приговора два года в СИЗО — власти старались максимально оттянуть судебное разбирательство скандального дела. Ведь оно особенно невыгодно смотрится на фоне откровенного попустительства националистам, которых систематически освобождают, несмотря на обвинения в совершении тяжких и особо тяжких преступлений.
Все говорит о том, что по делу Василия Муравицкого будет схожий приговор. Доказательств против него тоже нет, но опыт расправы над Васильцом и Тимониным показывает, что суд не очень нуждается в них для того, чтобы одобрить заранее заказанное сверху решение. На Банковой понимают — чтобы поддерживать в обществе атмосферу безумия и страха, необходимо постоянно предъявлять ему «врагов нации», одновременно запугивая недовольных.
Впрочем, в случае осуждения Муравицкого, националистам вскоре потребуются новые жертвы — и на их роль вновь выберут тех, на ком нет никакой серьезной вины.
«На моем месте может оказаться каждый журналист. Это угроза журналистской деятельности в Украине, угроза любому публицисту и блоггеру. За мировоззрение, за личное мнение и публикацию статей на любом сайте или информационном ресурсе вас могут обвинить в государственной измене и подрыве национальной информационной безопасности», — напоминает об этом сам Муравицкий, призывая журналистов вспомнить о давно забытой ими солидарности.