Генпрокуратура Украины заявляет о расследовании убийства экс-депутата Годсумы Дениса Вороненкова, однако в деле есть масса нестыковок. Вполне возможно, что трагедия получит продолжение, и главная роль в ней отведена вдове Вороненкова, оперной певице Марии Максаковой.
Генпрокурор Украины Юрий Луценко выступил с громким заявлением о раскрытии резонансного убийства экс-депутата Госдумы Дениса Вороненкова. По его словам, ликвидацию Вороненкова якобы заказал «подконтрольный ФСБ России криминальный авторитет Владимир Тюрин, бывший гражданский муж Марии Максаковой». Эту версию предоставило главное управление разведки министерства обороны, рассказал Луценко, а прокуратура с ней согласилась.
Говоря о непосредственных исполнителях убийства, Луценко заявил, что убийство бывшего российского парламентария 23 марта 2017 года совершил экс-боец печально известных добробатов «Азов» и «Донбасс» Павел Паршов по предварительному сговору с четырьмя гражданами Украины: Юрием Василенко, Александром Лосем, Ярославом Левенцом и Ярославом Тарасенко.
Судя по всему, и Вороненков, и Максакова были обречены уже в тот момент, когда приняли приглашение киевского режима и бежали туда от своих проблем, накопленных ими в России. В частности, такого мнения придерживается руководитель Центра изучения общественных прикладных проблем национальной безопасности Александр Жилин, который задолго до убийства предсказал печальный итог украинского вояжа семьи перебежчиков.
«Когда я проанализировал публикации в украинских СМИ, связанные с Вороненковым и Максаковой, я понял, что дана команда делать из этих двух людей «политических противников режима», политическую оппозицию, которой угрожает «кровавая гэбня», и так далее. Когда эта цель была достигнута, под гарантии президента Петра Порошенко они выехали из России на Украину. Причем это в СМИ было так обставлено, будто они бежали, едва вырвались из лап «кровавой гэбни» и чудом спаслись в «демократической Украине». Там Вороненкова и убили», — констатировал Жилин в комментарии Ukraina.ru.
Он добавил, что выводы украинского следствия не имеют ничего общего с действительностью, и предсказал дальнейшую судьбу Максаковой.
«Один из вариантов — ее выдавят в Германию, она же гражданка ФРГ, и там ликвидируют. И тут же заявят: видите, она была под нашим присмотром, пока наше славное СБУ отвечало за ее безопасность, все было нормально. А стоило ей уехать с Украины, как ее ликвидировали. Вторая серия будет обязательно», — уверен эксперт.
Сейчас Максакова нужна Киеву для использовании в антироссийской пропаганде, и она, по меткому выражению Жилина, «поет с чужой партитуры, зачитывая наизусть надиктованные тексты».
Для того, чтобы лучше понять, зачем нужна эта пропаганда, стоит обратить внимание на очередной коррупционный скандал, который разразился на Украине на текущей неделе.
Три четверти в карман
Замминистра обороны Украины Игорь Павловский и директор департамента госзакупок Минобороны Владимир Гулевич, задержанные 11 октября за махинации с топливом на сумму почти 150 млн грн, были отпущены судом под домашний арест. Серьезная ответственность им не грозит, тем временем украинская армия продолжит жить на четверть бюджета. Остальное — разворовывают.
Как рассказал Ukraina.ru президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко, Павловский и Гулевич — не какие-то там «злые гении», а самые типичные украинские чиновники, которые, попав в систему, просто обязаны воровать. Иначе система их моментально выбросит.
«Это типичный украинский госчиновник, самый обыкновенный. Он работает возле кормушки и обязан поставлять наверх определенный объем. Так очень часто бывает — вас ставят при власти и говорят: вы должны поддерживать партию или тех, кто вас поставил. Вы должны в офшор постоянно перечислять определенные суммы денег, чтобы потом за эти деньги можно было финансировать выборы или всевозможные майданы и тому подобное», — рассказал эксперт.
При этом объемы воровства в украинской армии настолько велики, что это с трудом укладывается в сознании.
«На военных заказах воруют все — от сержанта на кухне и заканчивая генералом в штабе. Причем там все время скандалят, ругаются, бывает и стреляют. Представьте: на военных тендерах откаты — 75%! С ума сойти!», — поражается Охрименко.
Такой уровень коррупции означает, что практически все, что получает украинская армия, можно сразу выбрасывать на помойку.
«Были факты — берут старую военную технику, перекрашивают и поставляют как новую. Творится черт знает что. Откат громадный, и та сумма, которая остается, не позволяет поставить что-либо приличное. Например, был скандал, когда закупили тушенку, и когда ее вскрыли, оказалось, что это даже не потроха — отходы от отходов. 75% суммы тендера ушло на откат, а что можно сделать за 25%?», — вопрошает президент Украинского аналитического центра.
Он также считает, что в украинском военном ведомстве сложилась такая ситуация, что даже аресты и реальные приговоры коррупционерам сами по себе не исправят ситуацию. Слишком много возможностей украсть бюджетные средства дает нынешняя антироссийская пропаганда, обвиняющая во всех проблемах «руку Москвы».
«Постоянно кричат «давайте увеличим деньги на оборону», но все прекрасно понимают, что большая часть этих денег будет разворована. На сегодняшний день крики о том, что «во всем виноват Путин» обеспечивают рост оборонного бюджета и шикарную кормушку, в которую очень многие хотят залезть всеми правдами и неправдами», — констатировал Охрименко.
Поэтому дальнейший поток антироссийской пропаганды, извергаемый украинскими СМИ и госструктурами, как минимум не уменьшится. А если учесть, что в следующем году оборонный бюджет вырастет более чем на треть — до 165 млрд грн (в текущем году — 120 млрд), то следует ожидать еще более агрессивной пропаганды. Здесь и «последний выход» Максаковой очень даже пригодится.
При этом на всех других фронтах позиции Украины трещат по швам. На международной арене Киев получил болезненный «щелчок по носу» от депутатов Парламентской ассамблеи Совета Европы, подавляющим большинством голосов осудившей новый дискриминационный украинский закон об образовании и избравший нового главу ПАСЕ Стеллу Кириакидис, которая моментально начала договариваться с Россией о налаживании отношений и отмене антироссийских санкций. Да и разбирательства с «Газпромом» о том, кто кому должен, развиваются не по украинскому сценарию.
Время против «Нафтогаза»
9 октября возобновились судебные разбирательства в Стокгольмском арбитраже по встречным искам «Нафтогаза» и «Газпрома». Арбитраж будет рассматривать два вопроса: контракт на покупку-продажу газа и контракт на транзит газа. Суммы претензий украинской и российской компаний друг к другу составляют $28,3 млрд и $45,7 млрд соответственно. Промежуточное решение было вынесено судом несколькими месяцами ранее. В нем он, в частности, отказал «Газпрому» взимать штрафы за не выкупленный украинской стороной газ (принцип "бери или плати"), однако предписал «Нафтогазу» выплатить долги. Стороны должны были самостоятельно урегулировать суммы взаимных претензий, но договориться, судя по всему, не удалось, и суд продолжился.
В ноябре суд должен вынести окончательное решение по данному делу.
Член наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук рассказал Ukraina.ru о том, как проходят разбирательства в Стокгольме.
«Согласно той информации, которая есть в открытом доступе, пока все не в пользу «Нафтогаза». Например, требования «Нафтогаза» по пересмотру цен на газ с 2011 по 2014 годы и ретроактивным платежам суд полностью не удовлетворил. «Нафтогаз» даже не попробовал как-то сманипулировать этими словами или подать по-своему — они просто это признали. Есть еще один вполне определенный момент, он касается оплаты «Нафтогазом» существующего долга перед «Газпромом». Это около $1 млрд, которые суд постановил заплатить. Скорее всего, так и произойдет», — отмечает эксперт.
Он добавил, что эта сумма может увеличиться многократно.
«Если суд все же придет к выводу, что какую-то часть требований по пункту «бери или плати» за 2014-2017 годы «Нафтогаз» должен будет удовлетворить, то это может вылиться, по моим подсчетам, в выплаты $5-7 млрд в пользу «Газпрома». Если этого не произойдет, «Газпром», несомненно, будет судиться дальше с неплохими шансами на успех, ведь суд не должен ущемлять интересы поставщика газа», — констатировал Корольчук.
По его мнению, Киеву не стоит надеяться на антироссийский «политический фактор», который повлияет на судей трибунала.
«Суд, судя по всему, принимает во внимание некий политический фактор, однако сейчас уже сложно говорить о том, что политический фактор играет на пользу Украине — я думаю, что скорее наоборот», — полагает эксперт.
Если же после вынесения окончательного решения Стокгольмским арбитражем судебные разбирательства будут продолжены, то это, опять же, больше пойдет на пользу «Газпрому». Если бы суд, например, затянулся до 2019 года, когда закончатся действующие контракты на транзит и поставки газа, «Газпрому» это было бы очень выгодно, даже если бы в итоге не было бы выполнено условие контракта «бери или плати».
Все дело в том, что у «Нафтогаза» к итогам разбирательств в Стокгольмском арбитраже привязана передача «Укртрансгазом» прав на магистральные газопроводы Украины новой компании, которая будет заниматься транспортировкой газа согласно планам по реформе «Нафтогаза» по требованиям третьего энергопакета ЕС.
По большему счету, если процесс затянется до 2018 года, потом просто не будет времени провести полноценные переговоры с европейскими компаниями, которые могли бы выступить посредниками в новых газовых договоренностях с Россией. А так в конце 2019 года контракт закончится, и Газпром уже сможет диктовать свои условия.