«Украина, вопреки признанию России страной-агрессором, жизненно заинтересована в прокачке российского газа через ее территорию — чтобы за украинским государством оставалось положение страны-транзитера. В этом истинный национальный интерес Украины», — отметил Колесников.
Дополняя коллегу, эксперт ГО «Слово и Дело» Валентин Гладких подчеркнул, что не каждый профессиональный юрист разберется в перипетиях этого дела. Однако, с оглядкой на предыдущее решение, новое решение будет таким же половинчатым.
«Это половинчатое решение оставит достаточно большое пространство для того, чтобы стороны пошли на мировую. Руководствуясь здравым смыслом и экономическими интересами, кто-то где-то уступит. А проблема заключается в присутствии политического аспекта, который усложняет поиск экономического компромисса, даже если учесть в этом деле коррупционные риски. Ведь это соглашение может быть очень «вкусным» для людей при власти. Однако же эти риски настолько меркнут перед политической мотивацией, что я сомневаюсь, что Украина и Россия достигнут соглашения по этому вопросу. Эпопея будет продолжаться», — заключил Гладких.
Стокгольмский арбитраж сегодня проводит слушания в рамках тяжбы НАК «Нафтогаз Украины» и АО «Газпром» по контракту на поставку газа. Об этом в Facebook заявил главный коммерческий директор «Нафтогаза» Юрий Витренко.
«Через час начинаются слушания в Стокгольмском арбитраже. Поскольку «Нафтогаз» и «Газпром» не смогли прийти к согласию относительно имплементации отдельного решения (Separate Award), принятого арбитражным судом в июне этого года, теперь суд должен рассмотреть позиции сторон и принять соответствующие решения», — написал Витренко.
Он напомнил о том, что, согласно отдельному решению, Стокгольмский арбитраж отказал «Газпрому» в удовлетворении исковых требований «Газпрома» по оплате «Нафтогазом» сумм в соответствии с положением контракта «бери или плати», а также определил принцип, согласно которому это положение должно быть изменено на будущее. Суд также признал право «Нафтогаза» на пересмотр контрактной цены и приведение ее к уровню цен на европейском рынке (определенном хабе) с апреля 2014 года, а также получение от «Газпрома» компенсации за переплату.
«Ничего платить по исковым требованиям Газпрома по «бери или плати» нам точно не нужно — это окончательное (хотя и «отдельное») решение арбитража», — подчеркнул Витренко, добавив, что исковые требования «Газпрома» по этому пункту превышали $40 млрд и увеличивались каждый день.