Вечером 8 октября, то есть на следующий день после подписания закона о продлении на год срока действия особого статуса Донбасса. глава государства опубликовал на своей странице в Facebook видеообращение, в котором заявил, что возможность выполнения этого документа жёстко обусловлена рядом требований к России как «агрессору и оккупанту», прежде всего речь идёт о «выводе российских войск, незаконных вооружённых формирований и военной техники с территории Украины».
Прежде президент требовал от парламента в срочном порядке принять закон, что привело к критике со стороны украинских радикальных политиков. Последующее выступление президента похоже на оправдание перед ними.
«В той нервной атмосфере, в которой принимались законы, Порошенко чувствует давление радикалов, ему важно акцентировать, что закон о пролонгации особого статуса не является сдачей Украины. Заявление Порошенко нацелено на украинское общество, потому что он понимает, что подписание закона о продлении особого статуса будет использоваться его противниками, которые будут передёргивать всё, в том числе выставляя фактически не действующий закон едва ли не реально действующим, как было в ходе дебатов», — сказал в интервью изданию Ukraina.ru эксперт Киевского центра политических исследований и конфликтологии Алексей Попов.
Во время рассмотрения законопроектов по Донбассу депутат от фракции «Свобода» Юрий Левченко поджёг в зале заседания дымовую шашку и заявил, что поджёг бы и украинский парламент, чтобы тот не совершал неконституционных действий. В ближайшее время украинским властям придётся противостоять не только ультраправым в Верховной Раде, но и националистам, которые пройдут маршем в День защитника Украины, и сторонникам лидера партии «Рух новых сил» Михаила Саакашвили, соратники которого не поддержали в Раде законы по Донбассу.
Попов не исключил, что определённое давление на украинские власти оказывают западные партнёры, требуя более гибкой политики, что неприемлемо для многих сил. Ещё на стадии обсуждения законопроекта «О создании необходимых условий для мирного урегулирования конфликта в Донбассе» правительство Германии выпустило заявление, в котором отметило, что принятие этого документа будет важным шагом в реализации Минских соглашений, а позже МИД ФРГ положительно оценил решение украинских политиков о прологации особого статуса неподконтрольных территорий.
Ради положительного исхода голосования Порошенко пришлось пойти на уступки другим политическим силам в Раде. Утром 5 октября депутаты от «Народного фронта» потребовали внести в законопроект о реинтеграции пункт о том, что особый статус неподконтрольным территориям будет предоставлен только после полного окончательного и верифицированного «вывода российских войск», который в итоге и был включен в обновлённый проект президента. «Батькивщина» же выступила категорически против любого упоминания Минских соглашений, что и было выполнено.
«Народный фронт», благодаря которому и удалось принять законы, показывает свою особую позицию. С одной стороны, он вместе с властью, с другой стороны, ему удаётся корректировать законы Порошенко. Причём. в случае с законом о реинтеграции Донбасса. действительно заметна коррекция. По сути, «Народному фронту» за своё голосование удалось продать абсолютно юридически незаметные вещи: они написали, что закон о статусе Донбасса будет действовать в случае выполнения условий, изложенных в статье 10, то есть эти нормы уже были названы», — сказал Попов.
По мнению эксперта, Киев может апеллировать к тому, что в «Минске-1» и «Минске-2» нет чёткой увязки, когда и как должен произойти вывод «российских войск, военной техники и наёмников», что позволяет украинским властям маневрировать по этому вопросу.
«Киев постепенно ведёт линию на умаление Минских соглашений, но без формального отказа от них. Если примут закон о реинтеграции Донбасса в нынешней редакции, то в нём не будет никаких упоминаний о Минских договорённостях и даже политическом урегулировании. Причем удаление этого пункта из законопроекта выглядит как демонстрация отказа от них, но формально этого не произойдёт — Украине нужно поиграть и посмотреть, будет ли Запад публично ругать её», — заявил Попов.