«Я опасаюсь, что спустя пару месяцев, когда судебная реформа начнет вводиться на местах, найдутся горячие головы, которые объявят о независимости своих регионов. Потому что это терпеть нельзя. Такое впечатление, что для кукловодов, дергающих за нитки для проведения реформы, основной целью является разделение государства: показать, насколько центральная власть слаба и коррумпирована и нарушает законы», — сказал Кравец.
Директор Украинской политконсалтинговой группы Дмитрий Разумков отметил, что это квазиреформа, которая не выполняет тех задач, которые перед ней ставило общество.
«Предлагается повысить судебный сбор — который сегодня составляет 1600 грн. — за каждый дополнительный документ, который вы попросите суд предоставить. А если вы проигрываете суд, то должны возместить юридические затраты другой стороне. При этом за неправильно поданные документы, суд вас оштрафует. Так, мы отсекаем от возможности обратиться в суд значительную часть общества», — сказал аналитик.
Со своей стороны директор консалтинговой компании «Партия власти» Елена Дьяченко заметила, что судебная реформа не только не погасит старые, но и породит новые социальные конфликты. В статьях 9, 204 и 205, отмечает политолог, суду дается возможность запретить видеотрансляцию и фотофиксацию процесса, если это будет мешать ходу процесса — то есть фактически судьям дается право делать заседания закрытыми.
«Судья может встречаться со сторонами процесса отдельно — то есть договариваться о чем угодно. В административном производстве отменяется презумпция вины ответчика — только истец должен доказать, что орган власти поступил неправомерно. В реестре судебных решений будут указываться имена и фамилии участников процесса. В ряде случаев суд может обязать истца оплатить судебные сборы и другие судебные расходы авансом: установить наперед размер судебных затрат для внесения их на счет суда. И если человек не заплатит, суд не примет его иск. Статьей 328 ограничено количество подачи кассаций. Решение о том, принимать кассацию или нет, будет принимать Верховный суд», — в частности, перечислила Дьяченко.
Эксперты отметили, что государство делает все, чтобы граждане не шли в суды, а решали вопросы в частном порядке. Вместе с тем, судьи выполнят все, что им скажут исполнительная ветвь власти и администрация президента, чтобы сохранить себе зарплату в 250 тыс гривен.
В депутатских правках к судебному законодательству также можно усмотреть возможность со стороны президента страны подмять под себя ряд законодательных норм, чтобы влиять на суды. А Высший совет правосудия полностью сформирован — причем с грубейшими нарушениями — из фигур Петра Порошенко.
Законопроект № 6232 рассматривали в течение двух пленарных недель, сегодня за него проголосовали 234 народных депутатов.