Помощник министра внутренних дел, народный депутат Антон Геращенко заявил о конфликте главы МВД и президента Украины.
«Президент хотел сконцентрировать всю власть над правоохранительными органами в своих руках. «Народный фронт» и я лично, и Арсен Аваков считаем, что это очень опасный прецедент», — заявил Геращенко.
По его словам, конфликт между Аваковым и Порошенко длится уже более трех лет.
Ukraina.ru поговорила с политологом Русланом Бортником о том, что может означать подобное заявление Геращенко, чем оно вызвано, и какие у него будут последствия.
— Можно ли считать заявление советника главы МВД Антона Геращенко о конфликте между его начальником Арсеном Аваковым и президентом Украины Петром Порошенко давлением на главу государства?
— В какой-то мере это заявление Геращенко, а также недавняя атака на начальника Генштаба ВСУ Виктора Муженко являются демонстрацией глубокого уровня раздражения, который сегодня существует между «Народным фронтом» и «Блоком Петра Порошенко. Возможно, это такая технология позиционирования, которая должна показать обществу, что у нас не только есть глава государства, который все контролирует, но и «очень уважаемые люди», князья как минимум, которые занимают свою суверенную позицию, являются суверенными центрами принятия решений и центрами силы. Эти факторы являются ключевыми в заявлениях Геращенко и атаке на Муженко. Цель этого всего — уменьшить давление со стороны президента на «Народный фронт».
— О каком именно давлении речь?
— Это давление на министров в правительстве, включая Авакова и попытки его снять. Это и дело Трояна, проверка деклараций, дела «песчаных генералов» и всего остального, информационная кампания по дискредитации, которая ведется в отношении «Народного фронта». В этой политсиле начали подозревать, что также как в свое время сняли Яценюка — Онищенко (беглый народный депутат, опубликовавший «файлы Порошенко» — ред.) говорил, что дискредитационную кампанию поддерживали на Банковой — такую же схему пытаются реализовать в отношении Авакова, который фактически занял место Яценюка.
— Можно ли как-то связать с этим недавнюю встречу Онищенко и олигарха Игоря Коломойского?
— Сама встреча абсолютно не важна, думаю, таких встреч могло проходить очень много. Единственный факт, который стоит обсуждать — эта встреча публично засвечена. На нее пригласили журналистку. Публичный фактор этой встречи я считаю элементом давления на Порошенко со стороны олигархов, демонстрацией того, что они могут против него объединиться, если он в дальнейшем будет себя вести так, как он себя ведет: атаковать предприятия Коломойского, препятствовать возвращению Онищенко.
— Почему встреча произошла именно сейчас?
— На прошлой неделе были арестованы четыре предприятия Коломойского решением Печерского суда. Это ключевые активы, среди которых Никопольский ферросплавный завод. Таким образом, совершается попытка доразгромить финансово-промышленную группу «Приват».
— Но зачем? Она и так была недостаточно сильна, и между Коломойским и Порошенко был шаткий, но консенсус.
— Консенсус возможен между равноправными субъектами. Сегодня группу «Приват» во власти многие рассматривают как донора, благодаря разгрому которому можно обеспечить электоральные фонды. Решить ситуативные кризисы. «ПриватБанк» уже потерян, теперь взялись за промышленные активы этой группы. Есть проблемы и трения в отношении канала «1+1». Мне кажется, что кто-то решил, что Коломойский очень слаб и группа может сменить реального своего собственника.
— Все это давление на Порошенко будет иметь какое-то следствие? Тем более, сейчас по Украине проводит поездки бывший глава Одесской ОГА Михаил Саакашвили.
— Может иметь, но я думаю, что развязка этой ситуации наступит ближе к выборам, к зиме — не к февралю, а к декабрю — 2018 года. Сегодня стороны танцуют все эти «волшебные танцы», пытаются друг друга запугать, собрать электоральную прибыль, завоевывают больше голосов, чтобы иметь лучшие стартовые позиции.
То есть обещанные выступления в Киеве 17 октября будут холостыми?
— Их может вообще не быть. Или будет что-то вроде «брифинга на Банковой», который проводил Саакашвили. Будет достаточно камерное мероприятие. Чего-либо большого, опасного для власти не стоит ожидать. Между командой Порошенко и Саакашвили ведется диалог в отношении будущего Саакашвили на Украине. События 17 октября зависят от успешности этого диалога. Если стороны не договорятся, может быть какой-то большой митинг. Но он не будет опасным для власти. Не стоит рассчитывать, что это будет новый Майдан. Ничего не будет, это глупости. Если стороны договорятся, это будет информационный «пшик» и все.