Своеобразное, если не сказать больше, отношение к жителям Донецка официальный Киев стал демонстрировать еще летом 2014 года, когда устами спикера информационно-аналитического центра СНБО Андрея Лысенко заявил о том, что в скором времени город будут штурмовать, в связи с чем его населению следует самостоятельно эвакуироваться. Видимо, предполагалось, что, вняв совету киевского балабола, некая добропорядочная часть жителей города как-то сама покинет место проживания и спрячется, а оставшееся отребье будет не жалко записать в случайные и неизбежные жертвы успешного штурма.
Как показали дальнейшие события, и с эвакуацией, и со штурмом у Киева, что называется, не срослось, но, граничащее с легким садизмом, отношение к жителям региона — осталось.
Но уезжать из Донецка люди все-так стали. Любая война — а то, что происходит в Донбассе, это действительно война, а никакая не операция — неизбежно приводит к оттоку мирного населения из зоны конфликта. Особенно, если ракетные и артиллерийские удары непосредственно задевают жилые кварталы, как это было в Донецке, Макеевке, Ясиноватой, Горловке и многих других населенных пунктах края. Особенно если конфликт длится четыре года и говорить о его завершении всерьез пока никто не берется. Особенно, когда руководители Украины настаивают исключительно на военном способе прекращение противостояния и победно ликуют, получив очередную порцию оружия, стыдливо именуя его «нелетальным».
Можно перечислить массу причин, которые заставили и заставляют жителей Донбасса покидать родной дом, от личного неприятия самопровозглашенных республик до небеспочвенных опасений действительно вновь оказаться в эпицентре горячего конфликта, но факт остается фактом — на сегодняшний день по разным оценкам количество беженцев из Донбасса только на Украину превысило 1,5 млн человек.
Почему люди бегут на Украину, являющуюся одной из сторон конфликта, действия которой и спровоцировали нынешнюю ситуацию в Донбассе — вопрос справедливый. Вероятно, что эвакуанты рассчитывают на сохраненные за ними гражданские права, которые гарантирует имеющийся у них украинский паспорт. В любой другой стране, процедура легализации и оформления беженцев по объективным причинам будет гораздо сложнее. И вот тут-то переселенцы (или как их официально именует Киев «временно перемещенные лица») сталкиваются с целым валом неприятных сюрпризов.
Оказывается, человек переехавший на Украину из зоны АТО все еще гражданин, но гражданин особого сорта, под сомнением, в валидности которого нужно дополнительно убедиться. Чтобы осесть на новом месте, необходимо сначала пересечь линию разграничения, для чего получить электронный пропуск, потом оформить карточку переселенца, затем выбить заработанные пенсии или иные положенные соцвыплаты. И все это — в кабинетах и коридорах украинских чиновничьих «установ», хозяева которых вполне в состоянии состязаться с графом Дракулой в умении пить литрами кровь своих посетителей.
Казалось бы — ад и морок! Но нынешний украинский политик и чиновник не был бы таковым, если бы даже в такой ситуации не воспользовался шансом еще и поглумиться над теми, кто решился пройти через тернистый путь «возвращенца» на Украину. Там решили скомпилировать вероятные и распространенные сценарии мытарств в игру-бродилку с типичными для таких «забав» приключениями, вроде «поздравляем, ваши очки сгорели, вернитесь на три хода назад».
Что характерно, несмотря на то, что игра разработана некоей общественной организацией «Советник по вопросам ВПЛ», в процессе ее создания принимало участие и профильное украинское Министерство соцполитики. Возможно, в какой-то другой стране работающие в таком учреждении специалисты постарались бы как-то облегчить существование своим гражданам, попавшим в беду, но не таковы чиновники из Киева.
Аргументы создателей игры, которыми они объясняют, как могло появиться на свет подобное неприкрытое издевательство над людьми, привычны для вокабуляра многочисленных грантоедских структур. Дескать, виртуальное прохождение «крутого маршрута» от линии разграничения до съемной квартиры поможет расширить эмпатию и ощутить «прелести» переселенческого существования лицам, которым в жизни такое путешествие пока не грозит. Все бы ничего, если бы не играли в эту игру те, от кого на деле зависит, с чем придется столкнуться на Украине потенциальным переселенцам. И вместо реальной помощи, работники министерства обращаются сами к себе с обреченно-инфантильными интонациями короля из «Обыкновенного чуда»: — Видите, что делаю? И самое обидное, не я в этом виноват.
Уже сейчас детские шалости чиновников вызвали на Украине массовую возмущенную реакцию со стороны тех самых «временно перемещенных лиц», которые увидели в презентованной общественниками игре насмешку и издевательство над своей судьбой. Все верно.
Но еще вернее будет задуматься, а стоит ли выбирать на жительство страну, где твоей жизнью веселые люди не прочь сыграть в кости. Бросают кубик — и смотрят, что выпадет.