«Прирост ВВП заложен на уровне 3%, а инфляция — 7%. Итого, ожидаемый номинальный рост ВВП составит 10%. При этом доходы госбюджета вырастут на 15%. Соответственно, увеличивается налоговое давление на экономику, а ресурсы будут распределены в пользу тех, кто сидит на бюджетных потоках. Разница в 5% — это порядка 160 млрд гривен за год. Я думаю, цифры будут более впечатляющие. Так, на 2017 год закладывали инфляцию на уровне 8%, а сейчас по факту получаем в районе 15-16%. А 7% ВВП, треть которого (около 2% ВВП) перераспределяется через бюджет — это примерно 50-60 млрд грн. неучтенных сверхплановых доходов в госбюджет, которые сегодня лежат на остатках в госказначействе. Бюджет перевыполняется за счет инфляции и повышения коммунальных тарифов», — объяснил экономист Эрик Найман.
Эксперт отметил, что ситуация в 2018 году будет мало отличаться от текущего года: расходы на социальную сферу продолжают сокращаться, а закладываемый рост минимальной зарплаты государство обеспечивает только бюджетникам. Бизнес прижмут налогами. Найман уверен, что примерно 200 млрд бюджетных гривен доходной части растащат через коррупционные каналы.
Рост доходов госбюджета-2018 года не обеспечен экономическим ростом — отмечает экономический эксперт Всеволод Степанюк. По его словам, Украина никак не может догнать мировую экономику. Степанюк напомнил, что рост мировой экономики в 2018 запланирован на 3,5%, а украинской — на 3%, хотя и этого роста может не быть.
Также бюджетный процесс, по словам экспертов, предусматривает внешние займы для погашения порядка 30 млрд гривен дефицита бюджета. Это увеличивает государственный долг Украины, что опасно, так как украинская экономика не является мощной и конкурентоспособной. Еще одним минусом является курс гривны к доллару — его закладывают на будущий год на уровне 30,1 грн./долл. Это формирует настроение населения, которое понимает, что произойдет девальвация. В этом случае у людей еще больше упадет доверие к нацвалюте.
Новый бюджет не окажет никакого позитивного влияния на финансовую децентрализацию Украины. Эксперты отмечают, что деньги на местах есть (при увеличении центрального бюджета увеличиваются и местные бюджеты), однако отсутствует кадровый потенциал, который грамотно мог бы освоить эти средства и выполнять вверенные им функции и полномочия.
«В бюджет заложена жесткая монетарная политика, это жестко скажется и на бюджетах местного самоуправления по той причине, что местные бюджеты как раз и получают доходы от развития предпринимательства — подоходные, рентные, земельные налоги и т.д. А если госбюджет большую часть денег отдает государству, то, соответственно, тормозится развитие местного предпринимательства. Следовательно, меньше денег уйдет в местные бюджеты», — резюмировал Степанюк.
Украинское правительство обнародовало показатели бюджета на 2018 год и заявило об изменении философии распределения средств. У работников образования и медицины — реформируемых отраслей — вырастут зарплаты. Повысится бюджет обороны и социальной поддержки населения. Дополнительные деньги запланированы на помощь фермерам и на строительство дорог. В Кабмине уверены, что в 2018-м году сумма всех бюджетов страны перешагнет отметку в 1 триллион — и это будет рекордная сумма с момента проведения денежной реформы в 1996 году и внедрения гривны.