Пересечение границы Украины Михаилом Саакашвили, которое превратилось в силовой прорыв, стало топ-темой не только отечественных СМИ. С другой стороны, удивляет чрезмерное внимание к событию, которое могло остаться вообще незамеченным. Почему приезд Саакашвили вызвал такой ажиотаж, и как ситуация будет развиваться дальше, — в материале сайта «24».
Законно-незаконный переход
Мнения относительно того, правильно ли сделал Михаил Саакашвили, пересекая весьма «нестандартным» способом польско-украинскую границу, как положено, разделились. По крайней мере, эксперты считают, что независимо от того, законно или нет экс-губернатора Одесской области лишили гражданства, надо было обжаловать это решение в судах. А уже потом ехать на Украину. В то же время, как замечает директор аналитического центра «Политика» Николай Давидюк, Саакашвили с точки зрения политики все делает правильно, но исключительно для себя.
Юрист Анна Маляр считает, что Саакашвили, безусловно, совершил правонарушение, еще и оказывал сопротивление пограничникам и правоохранителям. Поэтому есть все основания задержать его и лиц, которые вместе с ним незаконно пересекали границу. Хотя, отмечает юрист, есть одно «но».
«Мы не знаем, какое будет решение суда относительно законности/незаконности прекращения украинского гражданства Саакашвили. Если такой иск будет подан. Пока один из адвокатов Саакашвили говорил лишь о намерении обратились в суд», — отмечает Анна Маляр в Facebook.
То есть, если Саакашвили удастся выиграть суд, то тогда можно будет утверждать, что он на законных основаниях пересекал границу. В общем, вопрос о законности действий экс-президента Грузии можно считать открытым до момента вынесения судебного решения.
Скандал с Саакашвили заметили даже в США. Спецпредставитель США по Украине Курт Волкер считает, что бывший глава Одесской ОГА имеет право на публичное судебное рассмотрение вопроса об утрате украинского гражданства.
Хотя есть еще один нюанс. Похищение у Саакашвили паспорта. По его словам, это спланированная акция, и его паспорт находится в администрации президента. При этом, отмечает председатель правления Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко, если у Саакашвили не было паспорта перед тем, как пересекать границу, как он собирался попасть на Украину?
«Саакашвили не собирался пересекать границу законно или не очень надеялся на то, что это удастся? Или была ставка на силовой сценарий. И неизвестно точно, паспорт изъяли или он якобы потерялся», — замечает политолог.
Сценарий власти: от жесткого до осторожного
По словам Владимира Фесенко, во власти есть разные сценарии относительно Саакашвили. Как в пословице: и хочется, и колется. Был, говорит эксперт, вариант пропустить его без скандала, забрать паспорт, дать справку, а дальше — до удобного случая. Если будет слишком негативно действовать — отдать грузинам. Но выбрали жесткий вариант — не пускать.
По мнению политолога, сценарий, который предусматривал не пускать Михаила Саакашвили на Украину, почти сработал. Но в пункте перехода «Шегини» оказалось уязвимое место, где пограничники не были готовы к такому прорыву.
«Сейчас Порошенко предлагают разные подходы и варианты. Один из них — мягкий, осторожный: сделать паузу, чтобы ситуация успокоилась. Можно объявить подозрение Саакашвили, но не делать резких действий, пока есть эмоциональная волна. Потому что у Саакашвили и группы его поддержки сейчас эйфория. Нужно, чтобы она прошла, национальная волна спала, а потом применять какие-то действия», — говорит эксперт. Но, считает политолог, в вопросе возвращения гражданства власть на уступки не пойдет.
Сейчас правоохранители ограничились вручением Саакашвили административного протокола о совершенном им нарушении. Правда, это обернулось очередным скандалом и часовым брифингом экс-губернатора Одесской области. Также правоохранители хотят допросить ряд активистов и пять народных депутатов, среди которых и Юлия Тимошенко, относительно прорыва границы.
При этом Владимир Фесенко считает, что с государственной точки зрения все правильно. Ведь, по его мнению, любые нарушения закона должны наказываться. Иначе начнется распад в политическом смысле и с точки зрения деятельности государственных институтов, то есть анархия.
Задерживать Михаила Саакашвили, похоже, пока не спешат. По крайней мере, в Министерстве юстиции достаточно завуалировано отметили, что анализируют, есть ли для этого основания. Хотя понятно, что если бы не громкий резонанс, и если бы это был бы обычный нелегал — его давно бы арестовали.
Главный козырь власти — экстрадиция Саакашвили в Грузию, на что уже есть соответствующий запрос из Тбилиси. В определенном смысле — это крайняя мера. Выдача Саакашвили Грузии если и вызовет волну протеста на Украине, то не слишком сильную. Но репутацию Порошенко точно испортит, добавив к ней признаки авторитаризма. Незадолго до начала президентских выборов это вряд ли будет способствовать росту популярности главы государства.
Кстати, интересный момент. Как отмечает Анна Маляр, хотелось бы знать, почему Грузия запрос о выдаче Саакашвили не направила в Польшу?
А директор социологической службы «Украинский барометр» Виктор Небоженко убежден, что грузинским властям вообще не выгодна экстрадиция Саакашвили. Власти Грузии, замечает эксперт, не хотят его видеть у себя.
«Если у Саакашвили на Украине 1,5% поддержки населения, то в Грузии — 15%, есть своя партия, СМИ. Поэтому властям Грузии он не надо, она не готова к политическому кризису. Другой вопрос, что в процессе депортации, пока посольство США спит, самолет будет пролетать над зоной АТО. А у русских большой опыт сбития самолетов. Но его не депортируют», — говорит Небоженко. Собственно, в Минюсте уже заявили, что Украина может не выдавать Саакашвили, пока нет решения грузинского суда по уголовному делу политика.
Сценарий Саакашвили: новый майдан и постепенная волна протеста
Власть своими попытками не позволить Михеилу Саакашвили въехать на территорию Украины, во-первых, способствовала повышению к нему внимания украинцев и, соответственно, увеличению симпатий, хотя рейтинги партии «Движение новых сил» находились в пределах статистической погрешности. По словам Виктора Небоженко, из Саакашвили не надо делать национального лидера. Но населению уже настолько надоела нынешняя власть, что оно использует любой повод, чтобы выразить свой протест. На Украине эта вспышка протеста продлится, потому что, говорит он, мы недооцениваем степень политической наглости власти.
«Если завтра в прокуратуру или полицию начнут вызывать журналистов, депутатов, активистов, то тем самым вместо того, чтобы изолировать Саакашвили, власть будет увеличивать группу протеста и его влияние», — считает политолог.
Во-вторых, Саакашвили получил фору. В ближайшее время все, что будет делаться против Саакашвили или его соратников, будет восприниматься как политическое преследование. Таким образом, у экс-президента Грузии в определенной степени развязаны руки. Даже для организации еще одного майдана. По словам Владимира Фесенко, Саакашвили сознательно пошел на риск с прорывом границы. Это, считает эксперт, связано с его политической психологией — он не видит для себя спокойной жизни политического пенсионера. Для Саакашвили, по его мнению, это последний шанс вернуться в большую политику на Украине.
В то же время, отмечает Фесенко, исключать сценарий нового Майдана нельзя. Но на данный момент Саакашвили и Юлия Тимошенко финансово и организационно не готовы к Майдану.
«Саакашвили и другим надо было действовать сразу же. С границы ехать в Киев и на эмоциональной волне организовывать акцию протеста. Сейчас потерян темп, эмоции, внимание постепенно будут снижаться. Хотя во время следующей парламентской пленарной недели может быть попытка организовать акцию протеста с участием Саакашвили в Киеве. Дальше, как получится, и она получит массовую поддержку. К серьезному Майдану нужно тщательно подготовиться», — подчеркивает Фесенко.
Михаил Саакашвили решил пойти другим путем — провести большое турне по Украине (кстати, похожую акцию, причем довольно успешную, в свое время проводил Виктор Ющенко во время президентской избирательной кампании, — прим. ред.). Говорить об успехе турне Саакашвили рано. Но, как отмечает Фесенко, достаточно четко появились очертания условно антипорошенковской коалиции. Причем вторую (на самом деле первую) скрипку играет всегда протестная Юлия Тимошенко, которая, считает Николай Давидюк, перехватила лидерство у Саакашвили.
Миссия, которую озвучивал Саакашвили — новое поколение при власти. Ребята-девушки, которые ехали его поддерживать, поверили, надеялись на то, что придут к власти новые люди. Но что мы видим на самом деле: Тимошенко снова, снова те же лица, говорит Давидюк.
Действительно, Юлия Тимошенко начала активную фазу предвыборной президентской гонки благодаря Саакашвили. Экс-президент Грузии, вернут ему гражданство или нет, все равно баллотироваться ни в президенты, ни в парламент в 2019 году не сможет. Но Тимошенко на этой растущей волне протеста с подачи Саакашвили имеет шансы существенно увеличить свои рейтинги. Фактически — имеем опять дело с популистами, которые играют на протестных настроениях населения.
С другой стороны, скандальное пересечение границы Саакашвили не настолько привлекло бы внимание украинцев, если бы они понимали, что это политические игры между властью и оппозицией. Вопрос не в том, что наши сограждане живут довольно в трудных условиях. А в том, что они видят, что руководство страны выбрало направление не к развитию и процветанию государства, а к обогащению высшего властного эшелона. И каждый политик, даже самый откровенный популист, который выступает против, будет поддержан украинцами.
Инна Жолобович
Перевод: ИноСМИ