Украинские журналисты бьют тревогу. Законопроекты, которые этим летом уже вызвали тревогу профильного сообщества, должны включить в повестку дня Верховной Рады.
«В повестке дня Верховной Рады Украины могут появиться законопроекты, способные ограничить свободу Интернета для украинских граждан. Речь идет о законопроектах №6676 и №6688 по досудебному блокированию сайтов, а также законопроект №2126а в отношении кибербезопасности», — говорилось в сообщении общественной организации «Интерньюз-Украина».
Однако позже стало известно, что один из законопроектов — №6676 — сняли с повестки дня.
«Поздравляю! Законопроект №6676 отозван. Надеюсь, и с другими будет то же самое!» — сообщила экс-замминистра информационной политики Татьяна Попова.
Тем не менее, праздновать победу рано: остаются еще два законопроекта. Да и власть вряд ли откажется от идеи регулировать интернет-пространство.
Блокировка без суда
Законопроекты №6676 и №6688 были инициированы членами правящей коалиции. Летом 2017 года, когда их должна была рассматривать Рада, они вызвали у журналистского сообщества шок.
«Законопроекты предусматривают блокирование по решению следователей или прокуроров. Народные депутаты инициируют введение принципа временного блокирования сайтов сроком до 2 суток (по инициативе прокурора или следователя) или же на 2 месяца (по решению суда). Рассмотрение ходатайства будет происходить в день поступления и сможет производиться в отсутствие подозреваемого или обвиняемого или даже установления его личности. Законопроект №6688 предусматривает временную блокировку без ограничительного срока в 2 месяца», — указывалось в обращении общественных организаций и Национального союза журналистов Украины.
Таким образом, один мнительный следователь или прокурор мог заблокировать работу СМИ на два дня или даже на два месяца. При этом законопроектом №6688 предлагалось блокировать сайты на длительное время вообще без решения суда.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Это будет громко, остро и больно»: Шарий готовит разоблачение СБУ в ответ на задержание своей помощницы
При этом у операторов и провайдеров появлялись новые обязанности в отношении временного блокирования, в их отношении планировались ввести санкции, а также создать реестр этих санкций и заблокированных сайтов.
«Внедрение предложенных норм способно привести к сворачиванию прав и свобод граждан и преследованию политических оппонентов безотносительно защиты безопасности страны», — предупреждали в своем заявлении украинские журналисты и правозащитники.
Они требовали от Верховной Рады отозвать законопроекты, а руководство правящей коалиции в парламенте объясниться. В случае же, если бы указанные законы приняли, у Порошенко требовали их ветировать.
Примечательно, что тогда возмутились даже народные депутаты.
«Очевидно, что со вступлением в силу данного закона «технологическими террористами» станут Найем, Лещенко и все, кто завтра выйдет требовать отмены депутатского иммунитета под Верховную Раду… А все информационные ресурсы, которые будут освещать эти события, станут кандидатами на закрытие», — отмечала нардеп Ольга Червакова.
Однако летом Рада все же не воплотила кошмар украинских «акул пера» и не поддержала одиозные законопроекты.
Но вот теперь часть из них, в том числе — законопроект №6688, вызывавший сильное беспокойство Черваковой, снова хотят внести в повестку дня.
«Здесь вопрос в стратегическом курсе на закручивание гаек и снижение уровня свободы слова. И здесь нынешний киевский режим будет куда последовательней и зайдет куда дальше, чем Янукович. Под соусом противодействия «руке Москвы» принимают законы и решения, которые не имеют ничего общего со свободой слова», — указывает в комментарии Ukraina.ru политтехнолог Андрей Золотарев.
По его словам, на эти процессы уже не раз обращали внимания не только украинские журналисты, но и международные организации.
«Как мне представляется, за этим стоит последовательный курс, который будет выполняться. А общество пока демонстрирует «молчание ягнят», ведь расколото даже журналистское общество», — отмечает эксперт.
Последнее, по его словам, расколото на «патриотов», которые одобряют действия власти, и меньшую — оппозиционную —часть, которая, по мнению Золотарева, находится в режиме внутренней эмиграции и не проявляет активности.
В таких условиях спасти украинское общество может лишь «эксцесс исполнителя».
«Есть две вещи, которые могут помешать власти: криворукость украинских чиновников, которые зачастую превращают любую затею в нечто противоположное тому, что планировалось, и финансовая сторона, ведь на выполнение этих законов потребуются деньги», — отмечает эксперт.
В таких условиях массировано перекрыть «все и вся», по словам Золотарева, власти не получится. А неугодные сайты будут атаковаться «точечно», отмечает эксперт.
И тут на помощь обществу могла бы прийти парламентская оппозиция, похоронив в Раде репрессивные инициативы власти. Однако, не все так просто.
Пассивная оппозиция
Примечательно, что инициаторами одного из пугающих общественность документов были оппозиционеры. Законопроект №2126а в далеком 2015 году инициировали члены «Батькивщины». Их законопроект был призван улучшить борьбу с киберпреступностью. Однако правка члена правящей коалиции — Руслана Лукьянчука.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Лидер фракции «Народного фронта» заявил о новом понимании свободы слова и прав человека на Украине
В переходных положениях законопроекта он предлагал ввести в закон «Об информации» новое понятие — «технологическая информация». Это понятие включало в себя информацию о всех технологических процессах во всех отраслях хозяйства и информацию о процессах, негативно влияющих на здоровье и безопасность людей, состоянии окружающей среды, экономической, политической, социальной стабильности общественных отношений или ведении субъектами хозяйствования деятельности. Таким образом, доступ к такой информации могли легко перекрыть.
«В случае принятия законопроекта о кибербезопасности с поправкой Лукьянчука закону о доступе к информации хана», — негодовала тогда Червакова.
Она вспоминала советские времена, когда многие данные о трагедии на ЧАЭС засекретили. Примечательно, что «Батькивщина» тогда не сильно возмущалась подобным поправкам.
Вот и сейчас эксперты уверены, что парламентская оппозиция смолчит.
«В выборе между убеждениями и бизнесом будет сделан выбор в пользу бизнеса, убеждения при этом спрячут, и не будут демонстрировать жесткой реакции», — поясняет Золотарев пассивность оппозиции в данном вопросе.
Он также указывает, что помимо факторов политического давления и экономической стимуляции у власти есть и другие инструменты.
«У власти есть силовой элемент — хунвейбины, которых можно использовать для дрессуры несогласных», — отмечает Золотарев.
Да и идейно часть оппозиции близка нынешней власти. В итоге — противостояния не будет.
«Они могут высказаться против, но организовать системное противодействие — массовые акции, акции прямого действия — они не могут», — резюмирует эксперт.
А пока власть продолжает демонстрировать курс на сворачивание свободы слова. В этой связи показательна первая речь в новой парламентской сессии главы фракции «Народного фронта» Максима Бурбака.
«Хочу напомнить любителям бесконечной демагогии о правах человека и свободе слова: сегодня они как никогда актуальны и приобрели новое значение. В сегодняшнем мире наивысшим правом является право на защиту от «Русского мира», а наивысшей свободой — свобода от путинского концлагеря народов», — заявил Бурбак.
А значит, журналистам и оппозиционерам в ближайшем будущем придется привыкать жить во всех смыслах «по-новому»: в условиях «нового значения» свободы слова и прав человека.