Украина и Иран оживляют сотрудничество в энергетической сфере. Во второй декаде августа в иранских СМИ появилось сообщение о встрече посла Украины Сергея Бурдиляка и директора иранской государственной нефтехимической компании National Petrochemical Company (NPC) Марзие Шах-Даэй. По результатам встречи был подписан меморандум о сотрудничестве в сфере энергетики и нефтехимической промышленности.
«Создание иранского нефтехимического распределительного узла на Украине для экспорта в Европу, обмен ноу-хау между двумя странами в этом вопросе были среди вопросов, обсуждавшихся на встрече», — рассказала Шах-Даэй.
По ее словам, Украина не обладает внушительными нефтяными месторождениями, однако в стране есть три нефтеперерабатывающих завода, что может быть полезно Ирану. Помимо этого Киев важен Ирану для сбыта нефтехимической продукции.
При этом статистика свидетельствует: в текущем году Украина и Иран резко нарастили сотрудничество в энергетической сфере — по итогам первого полугодия объем экспорта иранских нефтепродуктов на Украину вырос на 70% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года.
И все бы хорошо, но в данный момент отношения Ирана с одним из основных внешнеполитических партнеров киевских властей — США оставляют желать лучшего. В начале августа Вашингтон ввел новые санкции против Тегерана. В ответ иранский парламент одобрил законопроект, увеличивающий расходы на программы по созданию баллистических ракет и операции за рубежом. Более того, в Тегеране пригрозили выйти из Совместного всеобъемлющего плана действий по решению проблемы ядерной программы Ирана, если США не прекратит политику «санкций и принуждения».
Сможет ли Украина наладить сотрудничество с Ираном в таких условиях и стоит ли того потенциальная выгода?
Проект со многими неизвестными
Заявления об интенсификации сотрудничества между Украиной и Ираном в энергетической сфере звучат не впервые.
Весной 2016 года министр энергетики Игорь Насалик заявил о том, что иранцы заинтересованы в украинском нефтепроводе.
«Высказали огромнейшую заинтересованность в форме транспортировки иранской нефти по трубопроводу «Южный-Броды», поскольку это — наилучшая логистика», — рассказал Насалик.
Правда, тогда дальше заявления Насалика дело не пошло. Теперь же заговорили о создании иранского нефтехимического распределительного узла на Украине.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Иран планирует поставлять нефть в Европу через Украину
Как отмечает эксперт в сфере энергетики Дмитрий Марунич, ранее также были проекты по поставке и работе с нефтью из Ирана, однако они закончились ничем. Эксперт указывает на то, что тот же трубопровод «Одесса-Броды», по которому планировалось реверсом поставлять нефть в Европу, так и не смогли нагрузить достаточным количеством нефти.
Среди прочего сказывались как конструктивные особенности нефтепровода, который изначально проектировался под поставки российской нефти.
Кроме того, он указывает на тот факт, что некоторые нефтеперерабатывающие заводы строились под российскую высокосернистую нефть, поэтому есть вопрос, смогут ли они работать с иранской нефтью.
«Я сомневаюсь в том, что что-то серьезное будет реализовано, это крайне маловероятно», — отмечает эксперт в комментарии Ukraina.ru.
Нынешнее же оживление эксперт связывает со смягчением санкций в отношении Ирана, которое произошло под конец президентской каденции Барака Обамы.
«С начала года иранской нефти купили на 5 млн. Это очень мало. Я слышал, что ее перерабатывает Кременчугский НПЗ, связанный с группой «Приват». Сейчас появилась такая возможность: Иран активно демпинговал на мировом рынке после ослабления санкций. А сейчас им снова «хотят дать по шапке». Поэтому данное сотрудничество под вопросом», — отмечает эксперт.
По его словам, Иран действительно хочет торговать нефть с Европой. В свое время у Ирана было около 12% доли европейского рынка. Однако после введения санкций его место на рынке заняли Саудовская Аравия и Россия.
В 2013 году Иран попытался обойти санкции с помощью Украины. Однако тогда Киев не решился на данный шаг.
«Еще Янукович был при власти, когда появилась информация о том, что россияне договариваются с иранцами о возможной поставке иранской нефти по своп-схеме — схеме замещения — а переработку якобы должна была осуществляться на принадлежащем «Роснефти» заводе в Лисичанске. В итоге ничего не состоялось, но история была», — рассказывает Марунич.
Суть схемы состояла в следующем: российская нефть поставлялась в Лисичанск, перерабатывалась и продавалась, а зачет шел Ирану. А иранская нефть поставлялась бы российским партнерам в Азию. Таким образом, между странами осуществлялся бы взаимозачет.
Но на обострение с США Янукович не пошел.
По словам Марунича, есть еще проблема с доставкой иранской нефти. Теоретически ее можно было бы решить, если бы можно было бы заключить соглашение между Ираном и Азербайджаном о своп-схеме.
«Условно говоря: азербайджанская нефть через порты Грузии попадала бы в наши порты. Более того, она сейчас поставляется: в этом году Коломойский хочет почти 1,5 млн тонн переработать азербайджанской нефти. Но это возможно, если бы Азербайджан договорился с Тегераном, а мне кажется, что Алиев на захочет ссориться с США», — отмечает эксперт.
Таким образом, украино-иранские «наполеоновские» планы в сфере нефтехимии с точки зрения эксперта по энергетике маловероятны.
Впрочем, есть и те эксперты, которые считают, что сотрудничество Украины с Ираном не сильно раздосадует Вашингтон.
Миссия невыполнима
Политолог Русан Бортник уверен, что особых последствий украино-иранское соглашение для страны иметь не будет.
«Сотрудничество между Украиной и Ираном — довольно давний вопрос. Иранская тема используется в качестве информационного давления на Россию по время торгов по ценам на энергоносители. О нем постоянно говорят, но реальных форм это сотрудничество пока не приобрело», — отмечает эксперт в комментарии Ukraina.ru.
В то же время он вспоминает о том, что именно через Украину идет поставка иранской нефти в Белоруссию.
«Но эти объемы кардинально не могут изменить ситуацию на рынках», — уверен Бортник.
По его словам, сотрудничество с Ираном не может дискредитировать Украину, наподобие скандала с северокорейскими ракетами, технологии для которых якобы передал «Южмаш», поскольку о конкретике в данном случае речи не идет.
«На украинский имидж это не повлияет. Речь о чем-то опасном не звучит. Украина не интересна для Ирана в плане технологических новшеств и ВПК. Поставки иранской нефти сегодня не находятся под абсолютными санкциями», — уверен Бортник.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Корнилов: Россия, КНДР и Иран официально объявлены врагами США
В то же время, он отмечает, что вряд ли США с энтузиазмом воспримут известие о сотрудничестве Украины и Ирана.
«Не думаю, что в США будут очень рады, если Иран даже копейку сможет заработать на Украине», — резюмирует эксперт.
Таким образом, громкие заявления об украино-иранской кооперации по нефтехимии не выльются во что-то стоящее, но в очередной раз напомнят об Украине Вашингтону. Правда, это напоминание будет совсем нерадостным для украинских властей.