Мэр Киева Виталий Кличко в своем ответе на запрос депутата Верховной рады Мустафы Найема сообщил, что теплосети города Киева в конце следующего отопительного сезона — 26 апреля 2018 года — вернутся под контроль городских властей.
Столичная мэрия, согласно сообщению Кличко, проводит консультации о дальнейшем управлении городскими теплосетями с двумя операторами управления энергетическими объектами — компаниями Fortum Corporation (Финляндия) и Veolia Environnement (Франция).
«Проект решения Киевской городской государственной администрации (КГГА) согласован с «Киевэнерго», компания также уведомлена обо всех аспектах дальнейших действий городских властей», — говорится в сообщении.
Отметим, собственником «Киевэнерго» является украинский бизнесмен Ринат Ахметов, после победы Майдана заявлявший, что больше не является олигархом, поскольку уже не имеет возможности влиять на власть.
Версия № 1. Раскулачить Ахметова
Представители нынешнего киевского режима все время говорят о деолигархизации. На этой теме делается хороший пиар, он же — предлог для передела собственности в пользу властной группировки.
Самый яркий пример — Игорь Коломойский. Он поддержал Майдан и даже возглавил Днепропетровскую область, но быстро потерял сначала свой пост, а затем и многие свои активы. Самый крупный из них — «ПриватБанк» — был национализирован за одну гривну и теперь находится под контролем команды Порошенко.
Позиции Ахметова на первый взгляд также не выглядят стабильными. Он лишился ряда предприятий на неподконтрольной Киеву территории Донбасса в результате блокады ДНР и ЛНР. Принадлежащий ему «Укртелеком» грозится отобрать генпрокурор Юрий Луценко. «Киевэнерго» в 2016 году показал хотя и небольшую, но прибыль. Почему бы не забрать у слабеющего «кита» украинского бизнеса еще один актив?
Однако здесь не все так просто. Ахметов сильно укрепил свои отношения с Порошенко.
«Это видно по очень многим вещам, от учета интересов Ахметова в тарифах, пресловутая формула "Роттердам+", до того, что первая леди страны проводит утреннюю гимнастику именно на телеканале Ахметова, самого богатого гражданина Украины», — рассказал в комментарии Ukraina.ru экономист Андрей Блинов.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Реприватизация«Укртелекома»: раскулачивание с учетом интересов кулаков
Да и в киевской мэрии заявляют, что полностью учли интересы «Киевэнерго» при расторжении договора. В чем же эти интересы могут заключаться?
Версия №2. Избавиться от балласта
Несмотря на прибыль в 2016 году в размере около 2,5 млн грн, за предыдущий, 2015-й год, «Киевэнерго» показал убытки в размере более полутора миллиардов гривен. Основная их часть была сгенерирована расходами по содержанию теплосетей.
В следующем году ситуация улучшилась во многом благодаря субсидиям на оплату услуг ЖКХ, введенным украинским правительством. Однако согласно постановлению украинского Кабмина №51 от 6 февраля, с мая текущего года объемы субсидий уменьшили примерно на 20%. Планируются и дальнейшие сокращения.
Вице-премьер Павел Розенко прямо заявляет: «Количество людей, претендующих на субсидии, будет уменьшаться в отопительный сезон 2017/2018 года».
При уменьшении субсидий «Киевэнерго» снова рискует оказаться в минусе, поэтому передача на баланс государства затратных теплосетей выглядит весьма логично с точки зрения ведения бизнеса. Однако как город справится с управлением теплосетями?
Версия №3. Труба теплосетям
Не секрет, что в Киеве теплосети, как, впрочем, и практически в любом другом украинском городе, находятся в самом плачевном состоянии.
«Они в очень плохом состоянии очень давно. Еще где-то в 2000 году Мировой банк предлагал Киевэнерго кредит на крайне льготных условиях — $200 млн — на модернизацию теплосетей. Но тогда руководство "Киевэнерго" отказалось — они не захотели, а город в лице мэра Омельченко не надавил. Момент был упущен, и сейчас с каждым днем исправить ситуацию становится все сложнее», — рассказал Ukraina.ru экс-министр ЖКХ Украины Алексей Кучеренко.
Изношенность теплосетей с каждым днем увеличивается, соответственно, растет и стоимость их обновления. По данным члена наблюдательного совета Института энергетических стратегий Андрея Корольчука, на текущий момент она достигла совершенно неподъемных для столичного бюджета значений — на модернизацию теплосетей необходимо около $3 млрд.
«Ключевой вопрос: Где брать деньги на ремонт теплосетей? Кто их сможет дать? Поэтому логично провести конкурс. Но до сих пор актуален вопрос: готовы ли инвесторы, иностранные в том числе, дать деньги? Это хороший бизнес, но очень затратный», — отметил Корольчук в интервью интернет-изданию «Журналист».
У Киева таких денег нет и в помине — городской бюджет на 2017 год менее $2 млрд — 38,2 млрд грн. Иностранные управляющие компании, с которыми ведет переговоры Кличко, также не располагают нужными средствами.
Например, финская Fortum успешно ведет бизнес в России. Там работает до 40% всех сотрудников компании, Fortum владеет примерно десятком ТЭЦ и электростанций. Все инвестиции в РФ составляют €3,5 млрд — сумма, сопоставимая с расходами на модернизацию киевских теплосетей.
Очевидно, что такие деньги финны не будут вкладывать в одни только прогнившие киевские трубы, особенно в условиях кризиса неплатежей. По данным украинского Госстата, на начало весны киевляне должны были за услуги ЖКХ 2,7 млрд грн, и с тех пор долги только нарастают — особенно с учетом уменьшения объемов субсидий. Многомиллиардные вложения никогда не окупятся.
Не обладает необходимыми финансовыми возможностями и французская Veolia. Она также работает в России, и там ее инвестиции в инфраструктуру, к примеру, в Нижегородской области, составляют около $50 млн. Что же в действительности означают слова киевского мэра об иностранных инвесторах?
Версия №4. Кличко спускает пар
Как считает Алексей Кучеренко, разговоры об иностранных компаниях, которые могут взять в управление столичные теплосети, просто пустой звук.
«Это все пустопорожняя болтовня, поскольку до сих пор не объявлен конкурс на концессию с прозрачными условиями, с которыми сможет ознакомиться каждый желающий. А «переговоры» это очередной пустой звук. «Переговоры» о мусоросжигающем заводе Киев ведет уже 15 лет», — констатировал эксперт.
По его мнению, столичный градоначальник мало разбирается даже в том, что говорит. Особенно если это касается жилищно-коммунального хозяйства.
«То, что Виталий Кличко говорит, еще абсолютно ничего не значит, и не значит, что он вообще понимает, о чем он говорит. Это больше пиар, потому что если бы реально город хотел этим заняться, они бы начали это делать ровно три года назад, с того момента, как Кличко стал мэром», — констатировал экс-министр ЖКХ.
Он также сомневается в том, что столичные власти смогут самостоятельно эксплуатировать теплосети, поскольку не обладают ни необходимой управленческой структурой, ни специалистами. Иностранные компании, даже если и появятся на горизонте, скорее всего не рискнут работать в нынешних украинских условиях. К тому же долги Киева перед «Киевэнерго» на текущий момент составляют более 4,2 млрд грн.
«Поэтому я считаю, что со стороны Кличко это какой-то пиар, а потом найдется какая-то причина — либо эти долги, либо еще что-то — чтобы продлить отношения с «Киевэнерго». При всей моей критичности по отношению к этой компании и ее собственнику (Ринату Ахметову — ред.), Виталий Кличко три года ничем не занимался. Поэтому я к его заявлениям серьезно не могу относиться», — подчеркивает Кучеренко.
Эксперт отмечает, что, несмотря на заявления об убытках в 2015 году и минимальной прибыли в 2016-м, «Киевэнерго» с помощью различных теневых схем извлекает солидную прибыль из изношенных теплосетей. Одна из таких схем — завышение потерь тепла, которые позволяют компании переносить часть убытков на плечи потребителей.
«Согласно официальным данным, в Киеве они составляют около 20%. Потери явно завышены, это такая коррупционная схема, в которой участвуют городские власти, Киевэнерго и Национальная комиссия по регулированию тарифов в энергетике (НКРЭКУ). Выше потери только в Виннице (21%) и в некоторых донецких городах — под 25%. А в Прилуках потери почти в два раза меньше 11%, В Херсоне, Николаеве — 10-11%. Это теневая схема вымывания денег», — подчеркивает Кучеренко.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Роттердам минус, тарифы плюс: как Украина Европу перегнала
Такая схема в качестве приятного бонуса включает в себя и уклонение от уплаты налогов, так что она может быть даже выгоднее модернизации. За потери тепла в двойном размере платят киевляне, с лихвой перекрывая расходы. При модернизированных теплосетях такая схема невозможна — так что вероятность качественного ремонта киевских теплосетей выглядит почти нулевой.