«Шурави» возвращаются?
СССР вывел войска из Афганистана 28 лет назад. Тем не менее США снова обвиняют «русских» во взаимодействии с моджахедами. На сей раз они не враждуют, а якобы дружат. Соответствующие обвинения прозвучали во время визита в Афганистан главы Пентагона Джеймса Мэттиса.
Американский генерал Джон Николсон, возглавляющий американский контингент в стране, отвечая на вопрос журналиста заявил, что не может опровергнуть поставки российского оружия запрещенной в РФ группировке «Талибан».
Мэттис выразился еще жестче.
«Нам придется противостоять России, потому что то, что они делают, противоречит международному праву», — заявил военный, которого в своей стране за крутой нрав прозвали «бешеным псом».
Такие обвинения последовали после громкого провала политики американцев в Афганистане. Несмотря на все тренинги ВС США, афганская правительственная армия продемонстрировала полную неспособность к ведению боевых действий с талибами и, что особенно важно в контексте заявлений о борьбе США с запрещенным в РФ «Исламским Государством», бойцами ИГ.
21 апреля талибы атаковали правительственную базу в Мазари-Шарифе. Погибло не менее 250 военных. Это самые крупные потери после взятия нынешними властями при поддержке ВС США Кабула.
Сначала произошедшее пытались не предавать огласке и уменьшить потери, однако в конце-концов о потерях стало известно. В отставку подали министр обороны Афганистана Абдулла Хабиби и начальник Генштаба Кадам Шах Шахин, а в страну с необъявленным визитом нагрянул Мэттис.
Эксперты указывают, что ненадежность бойцов правительственных войск уже общеизвестна в Афганистане. Так, в атаке на базу в Мазари-Шарифе, несмотря на то, что ответственность за нее взяли талибы, наряду с «игиловцами» все еще подозревают самих афганских военных.
Как сообщает местные СМИ, за два дня до нападения на базу инспекционная проверка из Кабула не досчиталась 40% оружия и боеприпасов. Подозревают, что его передали либо талибам, либо бойцам запрещенной «ИГ».
При этом Кабул уже не контролирует северную часть страны. Известно о крупных гарнизонах бойцов ИГ в таких провинциях, как Кундуз, Тахар, Фарьяб, Джаузджан, Саманган и Балх.
«Если вы решили уже сдать провинцию на милость ИГИЛ, то вывезите отсюда моих людей!» — заявил в обращении к властям страны губернатор северной провинции Сари-Пуль Захир Вахдат.
Примечательно, что в подконтрольных ИГ провинциях среди бойцов полный «интернационал»: выходцы из российского Северного Кавказа, Средней Азии и КНР.
Что касается талибов, то они по-прежнему ведут бескомпромиссную борьбу с правительством Афганистана.
При этом Россия меньше всех заинтересована в успехе противников властей в Афганистане: среди тех же «игиловцев» много выходцев из РФ и Средней Азии, страны которой имеют безвизовый режим с Россией. Тем удивительнее обвинения в поставках оружия группировке «Талибан», которая запрещена в России.
«Что касается заявлений о якобы поставляемых нами вооружений талибам, которые звучат от военных в Вашингтоне и руководящих группировкой США в регионе, включая Афганистан, то это непрофессиональные заявления, ни на чем не основанные. Что бы сейчас про Россию ни говорили негативного, посмотрите, ни единого факта, подтверждающего эти заявления, никто не предъявляет», — заявил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.
А официальный представитель российского Минобороны Игорь Конашенков посоветовал военным США тщательней планировать антиталибские операции, а не списывать все на «руку Москвы».
Макрон и Ле Пен: кто кого?
Первый тур выборов во Франции показал ожидаемый результат: большинство французов разделились в своих симпатиях между лидером «Национального фронта» Марин Ле Пен и экс-министром экономики Эммануэлем Макроном.
Представитель истеблишмента Макрон получил относительное большинство голосов: 23,75%. Ле Пен — 21,53%. Эксперты сразу же обратили внимание на региональное разделение страны. За Макрона проголосовали те части, где еще во времена Столетней войны было сильно английское присутствие, а за Ле Пен — та часть, где были сильны позиции собственно французов.
«То ли гроза, то ли эхо Столетней войны. Карта прям изумительная. Аквитания-Пуату, Гасконь, Нормандия, Анжу, Лангедок и часть Бургундии — то есть все английские земли за Макрона. Париж — а что Париж? Он всегда бунтовал. Нормальная Франция — за Ле Пен», — пишет медиевист, писатель Андрей Мартьянов.
Более того, заметен и наследие религиозных расколов страны.
«Беглый взгляд на Францию Ле Пен (за исключением Парижа, который особый случай, как столица любой страны он интернационален) это Франция французских королей по большей части, страна Oui, железобетонного католицизма и всего вот этого. А Франция Макрона — это Бретань, это Нормандия, это большой Юго-Запад — земли Плантагенетов, это протестанты Юга, это великий город Лион, одна из столиц французского кальвинизма, это Савойя… это Бургундия», — отмечает политолог Глеб Кузнецов.
Вместе с тем, эксперт призывает не делать из этого разделения далеко идущих выводов о «нефранцузскости» Макрона, а указывает на то, что Франция — это не только католическая «Франция Ришелье», но и протестантская «Франция Жанны д'Альбре и Генриха IV», которая в свое время добилась значительных успехов в колонизации Южной Америки.
Как бы то ни было, не стоит списывать со счетом и других кандидатов. Тот же лидер радикальных левых Жан-Люк Меланшон «взял» Париж, а бывший член правительства Франсуа Фийон — ряд регионов на Севере, Юге в востоке страны.
Меланшон и Фийон уже заявили, что поддерживают Макрона. Однако расслабляться последнему все же не стоит. В конце концов и нынешнему президенту США Дональду Трампу победы никто не пророчил.
Балканское обострение или «наплевать на народ»
Черногория вступит в НАТО. Соответствующее решение 28 апреля принял парламент страны — Скупщина. За проголосовали провластные депутаты — все 46 человек из 81 депутата. Голосование велось поименно из-за имевшего место отказа техники.
В свою очередь оппозиция бойкотировала заседание. Примечательно, что власть отказалась получать одобрение на этот шаг от народа, назвав идею соответствующего референдума «ненужной» — такое заявление сделал президент страны Филип Вуянович. При этом голосование проходило не в месте расположения Скупщины — Подгорице, а в Цетине — второй столице Черногории.
Подъезды к Цетине были перекрыты, на улицах в день голосования дежурили усиленные наряды полиции. Это не помешало многочисленным демонстрациям протеста. Во время голосования под зданием, где утверждали евроатлантический путь Черногории, местные жители скандировали «Предатели!», «Убийцы!»
«Нелегитимное решение о вступлении в НАТО разделило страну надвое. Меньшая часть сидит в парламенте, а большая сегодня протестует здесь», — заявил один из оппозиционных лидеров Милан Кнежевич. Другой оппозиционер — Андрия Мандич и вовсе заявил, что народ должен сбросить «предательский режим» и провести референдум, который и определит внешнеполитический путь страны.
Такое поведение оппозиции и неприятие многих черногорцев НАТО становится понятным, если изучить историю страны в те времена, когда она еще была в одном государстве с Сербией.
В 1999 году силы НАТО, куда нынешняя власть силком волочит страну, бомбили Черногорию, в результате чего погибли в том числе и дети.
Особо циничным является тот факт, что решение о членстве Черногории в НАТО приняли за 2 дня до годовщины трагедии в Мурино — черногорской деревушки с населением в 500 человек, где во время бомбардировок сил Альянса 30 апреля 1999 года под удар попала школа. НАТОвцы якобы планировали разбомбить мост через реку Лим, но попали в школу, где погибли тринадцателитний Мирослав Кнежевич и учитель Вукич Велитич. Восемь детей и взрослых извлекли из под завалов живыми. Другая бомба попала в магазин, где были убиты тринадцатилетняя Оливера Максимович и десятилетняя Юлиана Брудар, бежавшие в Мурино из Косово. Также в результате бомбардировок погибли двое пожилых людей.
Трагедия в Мурино является наибольшей трагедией из всех, разыгравшихся в Черногории во время бомбардировок НАТО.
Россия, которую простые черногорцы считают своей союзницей, неоднократно указывала не необходимость учитывать интересы рядовых жителей страны.
«В связи с парламентским решением 28 апреля о вступлении Черногории в НАТО с глубоким сожалением должны констатировать, что нынешнее руководство страны и его западные покровители все же не прислушались к голосу разума и совести. Принятие фундаментальных актов, затрагивающих коренные вопросы безопасности государства, путем голосования отдельных депутатов на основе сколоченного формального большинства без учета мнения народа страны — демонстративный акт попрания всех демократических норм и принципов», — прокомментировали в МИД России решение Скупщины.
Там заявили, что те черногорские депутаты, которые приняли без народного одобрения решение о членстве страны в НАТО, берут на себя ответственность за все последствия могущих возникнуть на Балканах кризисов, спровоцированных внешними силами, которые, среди прочего, хотят ухудшения исторически дружественных отношений сербов и россиян с черногорцами.
«Позорные эпизоды противоправных натовских бомбардировок Югославии, в ходе которых имелись жертвы и на черногорской земле, в том числе дети, лицемерно интерпретированы таким образом, что это, мол, вина Сербии, находившейся в конфликте с альянсом. Проигнорирована воля почти половины населения страны, выступающего против «натовского приоритета» во внешней политике», — заявили в МИД России.
Там подчеркнули, что НАТО вряд ли существенно усилится от вхождения в Альянс Черногории. А Россия оставляет за собой право принятия решений, направленных на защиту своих национальных интересов и безопасности.