Украинские СМИ всегда сообщают нам о самом важном и актуальном. К примеру, все ведущие телеканалы показали украинцам сюжет о председателе СНБО Турчинове, который двадцать пять раз отжался в поддержку участников АТО. Но ни один из них не сообщил ни слова о массовых акциях протеста, которые уже вторую неделю продолжаются в городах Винницкой области — политической вотчине президента Петра Порошенко и премьер-министра Владимира Гройсмана.
Медицина покидает жителей
Протестные митинги, которые уже получили название «Медмайданы», начались 18 января в городе Казатин. Свыше тысячи местных жителей прошли по нему маршем, требуя не допустить ликвидации центральной районной больницы, которая предусмотрена в рамках «медицинской реформы» и.о. министра здравоохранения Ульяны Супрун. Согласно этому плану, территория Украины должна быть разделена на так называемые госпитальные округа, в каждом из которых останется по одной специализиорованной больнице. Остальные клиники планируется «перепрофилировать», с понижением статуса и сокращением штата — в результате чего без полноценного медицинского обслуживания останутся целые районы. Чтобы получить необходимое лечение, их жителям придется ехать в другие населенные пункты, преодолевая расстояние в десятки и сотни километров. Что равносильно приговору для многих больных и бедных людей.
Напуганные казатинские чиновники, которым тоже не очень хочется жить в городе без больницы, солидаризовались с участниками митинга, и назвали реформу Супрун «античеловеческим» планом. Жители Казатина заявили о готовности блокировать движение по железной дороге и автотрассе, а уже через несколько дней эту же угрозу озвучили жители райцентра Крыжополь, которые тоже провели в своем городе собрание инициативного комитета недовольных граждан.
«У нас происходит такое, что мы уже на грани Колиивщины. Народ возненавидел реформы, которые будто бы совершает власть. На самом деле это что-то похожее на спланированный геноцид украинцев, — возмущается местный гражданский активист Николай Завальный. — Едва сдерживаю людей, потому что я избран главой общественного совета. Народ уже несколько раз пытался перекрыть железную дорогу, я еле отговорил. Это же сообщение юга страны, прежде всего, Одессы, с внешним миром. Ходил сегодня к главе районной госадминистрации. Предлагал от имени людей прекратить все глупости с уничтожением медицины района. Представьте себе, в Крыжополе закрывают районную больницу. Теперь, если, не дай Бог, заболел, надо ехать аж в Могилев-Подольский, там искать врача. А это край области, аж под самой Молдавией. Могилев-Подольский от нас за 120 километров. Разве это мыслимо так обслуживать людей».
А в Шаргороде массовое недовольство прорвалось наружу в виде массового митинга, в котором приняли участие свыше пяти тысяч человек. Его участники собрались возле здания райсовета, где как раз рассматривали вопрос о «перепрофилировании» местной больницы. Под давлением людей депутаты Шаргородского районного совета выразили недоверие заместителю председателя Винницкой облгосадминистрации Игорю Ивасюку и директору департамента здравоохранения облгосадминистрации Людмиле Грабович, потребовав сохранить нынешний статус клиники. В противном случае шаргородчане также готовы перекрыть движение на железной дороге и заблокировать железнодорожную станцию Ярошинка.
«Способна ли единственная больница в области предоставить своевременную помощь для 1,6 млн жителей? А больница, в которой будут предоставлять специализированную и экстренную медицинскую помощь, будет только одна на 120 тысяч жителей — по одной на округ. У нас в районах 20-60 тыс. человек. Учитывая качество дорог, это лишает экстренной помощи жителей всех отдаленных сел. Чтобы попасть в больницу к родственнику нужно будет преодолевать 60-100 км», — говорится в обращении, которое участники Медмайдана передали областным чиновникам.
По словам местных жителей, таких акций не было здесь даже во времена первого и второго майданов. Причем, озлобленные люди вышли на центральную площадь города без символики политических партий и даже без государственных флагов, выражая полное недоверие местным политиканам. Отступать некуда — ведь за минувшие двадцать пять лет в области полностью уничтожили систему медицинского обслуживания, которая функционировала тут в прежние советские времена.
Лучше сразу в гроб
«Если добираться из Шаргорода в свой так называемый медицинский округ, то нужно выехать за 12 километров от райцентра до трассы Немиров-Могилев-Подольский, а там как уже повезет. Потому что надо еще намотать 65 километров под самую границу. А если выезжать в больницу из дальнего села Шаргородского района, то выйдет 100 и более километров. Вы представляете, какая «благородная» и «человечная» реформа?— красноречиво описывает историю медицинских реформ на Винничине местный литератор Александр Горобец. — В мои молодые годы кроме центральной районной больницы в Шаргороде участковые больницы с койками для больных и круглосуточными постами медиков работали также в Джурине, Пеньковке, Рахнах, Деребчине, Мурафе, Сосновке — то есть, еще в шести населенных пунктах. Кто бы мог тогда сказать, что со временем это станет немыслимой роскошью для людей? Тогда едва ли не в каждом селе размещались фельдшерско-акушерские пункты, работали аптеки. Сейчас в населенных пунктах все это уничтожено, осталось разорить, закрыть крест на крест окна центральной районной больницы и новенькой поликлиники, написать плакат: «Слава реформам Порошенко и Гройсмана! Ура!». Или идите, люди, лечиться в Могилев-Подольский, а еще лучше сразу ложитесь в гробы».
Важно отметить, что участники «медицинских» протестов поднимают на митингах и другие болезненные социальные темы. И в Шаргороде, и в Казатине говорили о новых коммунальных тарифах, об отмене льгот, подорожании протеста и повышении цен на товары первой необходимости. Жители украинской глубинки доведены до отчаяния — и очень похоже, что украинская власть, которая живет в параллельном мире роскоши и богатства, не понимает, что люди уже сейчас не в состоянии обеспечить свое существование. И попытки содрать с них последнюю шкуру все чаще будут приводить к вспышкам массового недовольства.
У Порошенко и Гройсмана надеются купировать эти выступления за счет контроля над телевидением, которое очевидно строит свое вещание по темникам Администрации президента и демонстративно игнорирует винницкие протесты. Однако это может сыграть с нашими правителями злую шутку — потому что они сами поверят в то, что страна спокойно терпит кошмар «античеловеческих» реформ, и пропустят момент, когда накопившиеся проблемы дадут кумулятивный эффект в виде масштабного социального взрыва.
Вполне возможно, что до этого уже не так далеко. Вчера, когда я запостил у себя на блоге ссылку на достаточно банальную по нынешним временам новость об очередном повышении цен и тарифов, анонсированном на 1 февраля, она собрала за сутки около тысячи репостов. Похоже, что люди уже не могут терпеть. И кто знает, не повторятся ли у нас по-своему февральские события столетней давности — когда оставшиеся без хлеба люди сокрушили власть равнодушных к их бедам правителей?