На своем официальном сайте ведомство опубликовало решение о признании «Платинум Банка» неплатежеспособным.
«Согласно требованиям статьи 76 Закона Украины «О банках и банковской деятельности», 10 января 2017 года правление Национального банка Украины приняло решение № 14-рш/БТ «Об отнесении ПАО «Платинум Банк» к категории неплатежеспособных», — говорится в сообщении Национального банка Украины.
Банк — «мертвец»
Представители финансового регулятора уточнили, что после диагностического обследования «Платинум Банка» в первой половине 2016 года был утвержден необходимый объем докапитализации. Хотя банк подал в Национальный банк план реструктуризации, но не смог достичь положительного значения капитала к 1 января 2017 года. Согласно данным регулятора, за 9 месяцев прошлого года убыток «Платинум Банка» составил 333 млн гривен, а процентные расходы превысили процентные доходы на 287 млн гривен.
В интервью изданию Ukraina.ru президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко отметил, что давно можно было бы объявить банк неплатежеспособным, и этого решения ждали очень долго.
По состоянию на 1 октября 2016 года, отрицательное значение собственного капитала имели три украинских банка: «Платинум Банк» (минус 162,5 млн гривен), «Траст»(минус 69 млн гривен) и «Артем-банк» (минус 179,3 млн гривен). Второй банк признали неплатежеспособным в середине ноября, третий — в начале декабря, а «Платинум Банк» продолжал работать, причем достаточно активно. Согласно украинскому законодательству, НБУ должен ограничивать банк с отрицательным капиталом в проведении операций, однако «Платинум Банк» по-прежнему и принимал депозиты, и выдавал кредиты. Более того, финансовое учреждение по итогам девяти месяцев 2016 года заняло шестое место по объему привлеченных средств физических лиц (около 1 млрд гривен) за счет высоких процентных ставок, рекламной кампании и разветвленной региональной сети.
«Все очевидно. Но проблемному банку позволили последние полгода откровенно «пылесосить» рынок. Почти на пять ярдов», — написал на своей странице в Facebook экономический эксперт Андрей Блинов.
Вопрос не только в деньгах
«Действительно было много субъективных факторов со стороны НБУ, потому что показатели демонстрировали неплатежеспособность банка. Скорее всего, соответствующее решение не принималось в течение длительного времени из-за каких-то субъективных факторов. В любом случае менеджмент НБУ как-то очень странно вел себя по отношению к «Платинум Банку», — заявил Охрименко.
По странному стечению обстоятельств решение проблем «Платинум Банка» курировала заместитель главы Национального банка Украины Екатерина Рожкова, которая в 2013- 2015 годах работала в этом банке на посту заместителя председателя правления, а затем исполняла обязанности председателя правления. В конце прошлого года в интернете появились аудиозаписи телефонных разговоров, участниками которых были заместитель Валерии Гонтаревой, сотрудники Национального банка и руководители украинских банков. В одной из таких бесед Рожкова обсуждала с владельцем «Платинум Банка» Борисом Кауфманом и советником главы правления банка Дмитрием Зинковым механизм получения рефинансирования от НБУ под меньшие залоги и уклонения от уплаты процентов по стабилизационным кредитам.
Причем Рожкова на официальной странице Национального банка Украины в Facebook подтвердила подлинность записей.
«Довожу до сведения СМИ, что я нахожусь в постоянном диалоге с акционерами и менеджментом всех 100 украинских банков — от наибольшего («Приват») и до наименьшего («Гефест»). Ведь переговоры заместителя председателя НБУ, который отвечает за пруденциальный надзор, с акционерами и менеджментом банков — это обычный рабочий процесс. Особенно в период диагностики и оздоровления банковской системы», — написала она.
По словам депутата Верховной Рады Юрия Деревянко, опубликованные аудиофайлы подтверждают обвинения, звучащие в адрес Гонтаревой, в возможной коррупции в Национальном банке и получении прибыли, в частности от продажи инсайдерской информации.
«К сожалению, у нас глава НБУ непосредственно связана с президентом и является фигурой политической. Вопрос с рефинансированием банков, в которое вложены миллионы, курс доллара и такие «признания» на пленках просто подтверждают коррупционную составляющую органа, который возглавляет фигура, близкая к президенту», — заявил секретарь парламентского комитета по вопросам предотвращения и противодействия коррупции Дмитрий Добродомов.
Пикантность ситуации добавляет тот факт, что Рожкова проходит в качестве фигуранта по трем уголовным производствам, где в том числе упоминается тот самый «Платинум Банк». По версии следствия, бывший глава правления банка «Михайловский» Игорь Дорошенко вступил в предварительный сговор с главой наблюдательного совета «Платинум Банка» Григорием Гуртовым, владельцами банка Дмитрием Зинковым, Борисом Кауфманом, а также Екатериной Рожковой. Как утверждают представители правоохранительных органов, в результате реализации преступного плана эти лица вывели средства из банка «Михайловский» в «Платинум Банк», чем нанесли ущерб первому учреждению свыше 2 млрд гривен и спровоцировали искусственное банкротство.
Серые кардиналы «Платинум Банка»
В 2013 году выставленный на продажу «Платинум Банк» приобрели предприниматели из Одессы Борис Кауфман и Александр Грановский. Причем значительную часть акций бизнесмены купили у фонда Horizon Capital, которым руководила Наталия Яресько, возглавившая позже Министерство финансов Украины, и компании East Capital, к которой имел отношение литовец Айварас Абромавичус, назначенный в 2014 году министром экономического развития и торговли Украины. Оформлением сделки занималась компания Investment Capital Ukraine, председателем совета директоров которой в 2007- 2014 годах была никто иная, как Валерия Гонтарева.
«По состоянию на 10 января 2017 года, физическими лицами-владельцами существенного участия в «Платинум Банк» являются Борис Кауфман и Григорий Гуртовой независимо от формального владения с учетом осуществления значительного влияния на управление и деятельность банка. Национальный банк признал Григория Гуртового и Бориса Кауфмана владельцами существенного участия на основе анализа операций банка. Кроме того, Борис Кауфман подтвердил осуществления значительного влияния на управление банком в письменном заявлении, поданном в Национальный банк», — говорится в сообщении.
Стоит обратить внимание на важный факт, ни Кауфман, ни Грановский не имеют официального статуса владельцев банка. Это означает, что они не будут нести ответственности в случае банкротства финансового учреждения. Более того, в июне прошлого года НБУ признал структуру собственности «Платинум Банка» непрозрачной.
«В августе 2016 года Борис Кауфман подал в Национальный банк пакет документов для согласования приобретения существенного участия в банке в размере более 75% через подконтрольные ему компании. На сегодня Национальный банк не согласовывал Борису Кауфману приобретение акций банка с учетом непредставления отдельных документов, в частности, за отсутствие разрешения Антимонопольного комитета Украины на концентрацию», — говорится в сообщении НБУ.
Час Х
Затягивание с решением о признании «Платинум Банка» вызывает много вопросов, учитывая «страсть» Валерии Гонтаревой к ликвидации банков: если в 2013 году на Украине работали 176 банков, то в период с начала 2014 по сентябрь 2016 года НБУ вывел из банковской системы Украины 81 учреждение. «Платинум Банк», напротяжении длительного времени испытывавший серьезные проблемы, был явным кандидатом на ликвидацию, но пополнил эти ряды только сейчас. Незадолго до вердикта Национального банка Кауфман получил удар со стороны Антимонопольного комитета Украины. 16 декабря ведомство оштрафовало на 431 млн гривен монополиста на рынке табачной дистрибуции страны Tedis Ukraine, совладельцем которого выступает одесский бизнесмен. Причем рекомендации по соблюдению правил конкуренции при поставках сигарет в розничные магазины были вынесены комитетом еще в апреле 2015 года. По всей видимости, у украинских властей были причины, чтобы удерживать на плаву «Платинум Банк» и его руководство, но теперь они потеряли свою актуальность.