Утром 27 декабря водолазы подняли на поверхность четырехметровый фрагмент хвостовой части Ту-154Б2, в котором нашли самописец, регистрирующий параметры полета и работу всех систем лайнера. После его изучения в Центральном научно-исследовательском институте ВВС в Люберцах удалось сократить список вероятных причин крушения самолета.
«Источник «Ъ», близкий к расследованию, сообщил, что самописец зарегистрировал отказ системы уборки закрылков Ту-154, которые при взлете обеспечивают дополнительную подъемную силу на крыльях самолета», — говорится в статье.
Однако неполадки в работе закрылков не относятся к числу катастрофических происшествий, подобная ситуация регулярно отрабатывается членами экипажей на тренажерах. Согласно руководству по летной эксплуатации Ту-154, пикирующий момент на старте пилоты должны компенсировать штурвалом и с помощью стабилизатора самолета. В этот же момент экипаж сообщает о неисправности диспетчеру и возвращает самолет на аэродром вылета.
«Эксперты полагают, что военные пилоты, пытаясь компенсировать плавный уход самолета в пикирование, стали слишком активно тянуть штурвалы на себя, одновременно увеличивая режим работы двигателей. Из-за этого самолет мог выйти на так называемые закритические углы атаки, потерять скорость и вместо набора высоты рухнуть в море», — говорится в статье.
Таким образом, своими действиями летчики могли усугубить аварийную, но еще не критическую ситуацию, возникшую на борту.
Следователи рассматривают несколько версий авиакатастрофы, в частности теракт на борту самолета, нарушении его центровки при взлете, столкновение самолета со стаей чаек, перегруз.
25 декабря самолет Ту-154 Министерства обороны России, летевший в Сирию, потерпел крушение в Сочи. На борту находились 92 человека: восемь членов экипажа и 84 пассажира, в том числе восемь военнослужащих, 64 артиста ансамбля имени Александрова, девять сотрудников СМИ, двое государственных служащих, а также глава благотворительного фонда «Справедливая помощь» Елизавета Глинка, известная как Доктор Лиза.