Данная группа при финансовой поддержке Еврокомиссии занимается исследованием цензуры, фактов противодействия работы журналистов, нарушения свободы слова в Европе. Ее партнерами являются Европейская федерация журналистов и организация «Репортеры без границ». Исследование охватывает 42 страны, в том числе все страны-члены ЕС, а также Боснию, Исландию, Косово, Македонию, Черногорию, Норвегию, Сербию, Турцию, Албанию, Украину, Беларусь, Россию и Азербайджан.
В целом, авторы исследования констатировали беспрецедентный рост противодействия работе СМИ в третьем квартале 2016 года. Зарегистрировано 54 случая физического насилия, 107 работников средств массовой информации были арестованы, 150 были задержаны и освобождены, поступало 112 сообщений о запугивании журналистов. Также 29 раз была подвергнута цензуре или изменена журналистская работа, в 89 случаях журналисты были блокированы во время выполнения своих обязанностей. Особенно на это повлияла ситуация в Турции, где после путча 15 июля власть лишила работы 2500 журналистов, засудила 98 и закрыла 133 издания.
Впереди Европы всей
Касательно Украины: было зафиксировано 44 случая нарушений прав журналистов и противодействия их деятельности, что является наибольшим показателем среди стран Европы. В отчете, в частности, упомянуто убийство Павла Шеремета. Кроме того, 11 сообщений о насилии над работниками прессы, 16 случаев запугивания. Кроме того, среди вопиющих инцидентов, аналитики упомянули поджоги национал-радикалами студии телеканала «Интер» и автомобиля журналиста канала «1+1» Александра Курсика в Ровно, а также избиение при выполнении своих профессиональных обязанностей в Киеве ведущего программы о коррупции Сергея Медяника.
После победы Майдана состояние со свободой слова в стране ухудшилось многократно. Органы государственной власти, «патриотические активисты», армии бойцов АТО в грош не ставят право работников СМИ на безопасное выполнение ими профессиональных обязанностей. Те, кто придерживается оппозиционных взглядов, могут легко быть избиты, арестованы за «сепаратизм» и даже убиты.
Далеко за примерами ходить не надо — мне и моим коллегам Артему Бузиле и Елене Глищинской довелось на собственном опыте почувствовать всю прелесть «неусыпного бдения» о нацбезопасности со стороны СБУ.
Однако в разборках между разными группами влияния нередко достается и провластным журналистам. Ведь Шеремет и Щетинин, хоть были иностранными гражданами, но придерживались однозначной «промайдановской» позиции, поддерживая действия власти и «активистов», явно приветствуя либо молчаливо одобряя репрессии против коллег по цеху с иным мнением. Но атмосфера страха и нетерпимости, успешно создаваемая за несколько лет, в том числе благодаря пропагандистам у власти, бумерангом ударила по ним самим. Подобные ситуации наверняка будут повторяться еще не раз, ибо в настоящее время в Украине ни один журналист не может чувствовать себя в безопасности, вне зависимости от его взглядов.
Еще одним аспектом проблемы свободы слова является откровенная цензура в СМИ, осуществляемая органами власти. Ибо все, что не согласуется с официальной позицией о «революции достоинства» как благе для Украины и войне на Донбассе как «национально-освободительной борьбе с агрессором», поддается травле. А СМИ, приглашающие спикеров, открыто критикующих власть и Майдан, оказывают под давлением. За публикации статей против нынешних тенденций в Украине могут закрывать газеты. Даже демонстрация «неправильного» фильма на телевидении или выпуск в эфир радио «неправильной» песни уже является поводом для взысканий со стороны Национального совета по телевидению и радиовещанию.
Давление на СМИ
Так, 8 ноября Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания назначил внеплановую проверку радио «Шансон», где поставили песню Дениса Майданова «Тихий океан». В совете сочли данное произведение «популяризацией военных страны-агрессора», так как там присутствуют такие строки: «Недели похода — такая работа есть Родине верно служит. Наш пеленг не пуст — боевое дежурство, а море штормит и штормит. Награды и ранги не то на гражданке, там здешних не встретишь красот. Стена рук и спин настоящих мужчин — Российский военный морфлот!». Впрочем, на самом радио сослались на то, что данная песня попала в эфир по ошибке. Подобные объяснения «цензоров» удовлетворили и санкции к радио применять не стали.
Меньше повезло радио «Вести», которое 24 ноября получило предупреждение за эфир с известным противником Майдана, адвокатом Татьяной Монтян. Нацтелерадио отметило, что гостья студии «высказывалась негативно и оскорбительно в адрес героев Революции Достоинства… При этом ведущий передачи не остановил ее и не сделал замечание по поводу неприемлемых высказываний». Сам эфир прошел еще 31 августа. В нем Монтян жестко прошлась по участникам Майдана, назвав их «кастрюлеголовыми» и «упоротыми майдаунами». Естественно, подобная критика для членов Совета — моветон, ибо «нарушает законные права и интересы физических и юридических лиц, посягает на их честь и достоинство». Другими словами, нельзя на радио негативно высказываться о Майдане и ее сторонниках.
18 ноября, телеканал «НТН» получил предупреждение за трансляцию передачи, посвященной деятельности КГБ. Нарушение было найдено в выпуске «Невероятный побег» передачи «Вещественное доказательство». Он был, как поясняет регулятор, посвящен «деятельности органов КГБ и, в частности, положительному образу полковника КГБ Мухина».
Что, естественно, противоречит закону. Ведь сотрудники КГБ и прочих советских спецслужб, по мнению чиновников, должны изображаться только в качестве кровавых палачей, душителей свободы украинского народа и никак иначе.
Еще один показательный случай цензуры наблюдался в Одесской области. 25 ноября вице-губернатор Соломия Бобровская потребовала закрыть газету «Обозрение плюс» за публикацию журналиста Андрея Потылико, в которой «патриотические активисты» названы «обезьянами с гранатами». Описывая обстановку в стране, автор пишет следующее: «В Украине ситуация намного хуже. Здесь расплодились обезьяны с гранатами, причем гранаты зачастую бывают самыми настоящими. Но дать отпор носителям гранат… ой, простите «идеалов Майдана» не позволяет религия. И называется она украинский «ура-патриотизм»». Чиновница от подобных слов пришла в ярость, пригрозив автору Уголовным кодексом, а также направив заявление в Службу безопасности Украины, Министерство юстиции и Министерство информационной политики с требованием принять меры по отношению к СМИ, закрыв его.
Таким образом, ничего удивительного в том, что Украина лидирует по ущемлению прав журналистов, нет. Ибо при действующем режиме развилась ненависть, нетерпимость к иному мнению, которая создана благодаря деятельности профессиональных патриотов и провластных СМИ. При этом они сами могут стать ее мишенью, зачастую не осознавая этого.
Кроме того, в стране активно процветает цензура. Поэтому говорить сегодня о наличии там реальной, а не декларативной свободы слова, не приходится. А слова о «европейском выборе», «демократических ценностях» в современной Украине вызывают огромный скепсис у все большего и большего количества людей.