Князь Владимир изображен с крестом в руке. За памятником, образуя небольшую стену, расположены три горельефа — наиболее важные эпизоды жизни князя. Монумент стоит в центре Боровицкого холма, который в народе когда-то прозвали «лужайкой Никсона»: в 1972 году, к визиту американского президента, здесь снесли целый квартал старых жилых домов. Московские старожилы вспоминают, как в одну ночь здесь стало пусто, и появился гладкий зеленый газон.
От памятника полукругами в сторону Кремля расходятся ступени. С другой стороны к князю Владимиру ведет небольшая дорожка, как бы составленная из геометрических плит. Впрочем, подойти вплотную к монументу можно только со стороны Александровского сквера. От дома Пашкова пройти к памятнику напрямую невозможно: на проезжей части здесь соединяются сразу несколько потоков машин, поэтому сделать наземный переход вряд ли возможно.
Конкурс на развитие территории около памятника весной 2016 года выиграло молодое архитектурное бюро АI-architects. По идее проекта, памятник уподоблен капле, а ступени — кругам на воде.
Кочующий памятник
«У памятника тщательно проработана спина, все складки, — рассказывает Михаил Лапин, заместитель генерального директора мастерской Салавата Щербакова. — Ведь если бы памятник стоял на Воробьевых горах, он смотрел бы там на Москва-реку. И люди видели бы только его спину. А фасад памятника можно было бы увидеть только с другого берега реки. И это была бы настоящая трагедия для скульптора».
Памятник действительно первоначально хотели установить на Воробьевых горах. Но как только проект был обнародован, в дело включилась общественность, категорически выступившая против. Потом свое заключение дали геодезисты, по мнению которых, столь большой и тяжелый памятник нельзя было устанавливать в этом месте.
Стали подыскивать новое место. Как один из вариантов называлась, к примеру, Лубянская площадь. В итоге остановились на Боровицком холме.
Почему Владимира «понизили»
«Со стороны организаторов это выглядит крайним неуважением к городу. Статую, предназначавшуюся для другого места, начинают двигать, как шахматную фигуру в поисках пустой клеточки, — сказал в интервью РИА Новости общественный деятель и координатор движения «Архнадзор» Константин Михайлов. — Так не бывает. Обычно памятники проектируют, исходя из заранее выбранного места».
Уже после того, как для монумента было выбрано место — Боровицкий холм — российское экспертное сообщество обнародовало открытое письмо, адресованное премьеру Медведеву. В нем говорилось о том, что многометровая скульптура будет диссонировать с уже сложившимся ансамблем.
С 1990 года зона вокруг Московского Кремля находится под охраной ЮНЕСКО. Это значит, что любые работы на охраняемой территории должны быть согласованы с этой авторитетной международной организацией.
В начале этого года в Москву приехал заместитель Генерального директора ЮНЕСКО Франческо Бандарин — именно для того, чтобы выслушать все «за» и «против» установки памятника.
Итогом этой длительной эпопеи стало то, что монумент уменьшили — вместо 24 метров он стал 17,5 метров в высоту. Подготовительные работы на Боровицком холме начались в августе этого года, монтаж самой скульптуры — в середине октября.
«Никаких дополнительных требований (от Юнеско — ред.) не поступало, мы считаем, что вопрос закрыт», — сказал тогда в интервью РИА Новости исполнительный директор Российского военно-исторического общества, которое и инициировало установку этого памятника.
За последнее десятилетие, пожалуй, ни один памятник не вызывал таких бурных общественных дискуссий. Но скорее всего, монумент, который пока еще выглядит непривычно, уже через пару недель перестанет вызывать удивление прохожих, заставлять их оборачиваться, а иногда и останавливаться.
Анна Кочарова