Язык твой — враг мой
В попытке искоренить все русское на Украине, парламентарии, видимо забыли, с чего начинался конфликт в Донбассе. Массовые акции протеста начались в юго-восточных областях Украины в конце февраля 2014 года. Они явились ответом местных жителей на смену власти в Киеве и последовавшую за этим попытку отмены Верховной Радой закона, предоставляющего русскому языку статус регионального.
Прошло два года с государственного переворота на Украине, два года кровопролитной войны за свою идентичность, в которой погибло по последним данным Организации Объединенных Наций более 9 тысяч человек. И в этой войне русский язык во всех его красках звучал по обе линии фронта. Об этом говорили и украинские волонтеры — Алексей Молчанов, Юрий Бирюков. Да что говорить, когда этот факт не отрицает и главнокомандующий Вооруженными силами Украины Петр Порошенко.
«Большинство из них (украинских солдат — ред.) говорит на русском языке. Они отстаивают нашу — даже не украинскую, а европейскую демократию», — подчеркнул Порошенко.
При этом в самой Европе украинскую демократию не оценили. Ассамблея ПАСЕ приняла резолюцию в которой осудила давление на оппозиционные каналы на Украине. Как видно, прорубать окно в Европу, довольно рискованно. Однако Украина, игнорируя Минский процесс, уверенно продолжает в буквальном смысле идти по трупам.
Звездные войны. Топольская vs Лещенко
Теперь украинские депутаты не на шутку испугались за украинский язык. По их мнению, в украинском обществе новые тенденции — мол, поступил запрос на поддержку украинского языка снизу.
В начале октября председатель комитета Верховной Рады по вопросам культуры и духовности Николай Княжицкий пытался провести закон о запрете гастролей на Украине для российских артистов. Однако он провалился на голосовании, его поддержали лишь 174 депутата из необходимых 226.
Тогда нардеп Сергей Лещенко от фракции «Блок Петра Порошенко» пожурил своего коллегу по коалиции, назвав его «агентом, отстаивающим враждебные Украине интересы».
«Человек, который уничтожил единственный оппозиционный телеканал во времена Януковича, канал ТВi. Этот человек сейчас рассказывает о том, что он защищает национальные интересы. Этот человек является агентом, который сослан сюда и отстаивает враждебные для Украины интересы», — заявил Лещенко.
Но Княжицкий не отчаялся и через месяц вместе с заместителем председателя фракции «Народный фронт» Викторией Сюмар зарегистрировал в Верховной Раде законопроект «О внесении изменений к некоторым законам Украины в отношении языка аудиовизуальных (электронных) средств массовой информации №5313». Согласно тексту документа, депутаты хотят закрепить квоту, по которой 75% передач и фильмов в эфире «телерадиоорганизаций общенациональной категории вещания» с 7:00 до 22:00 должны выходить на украинском языке.
И что интересно, «агента, отстаивающего враждебные интересы Украины», поддержал Сергей Лещенко, проголосовав за этот законопроект. Тем самым сильно расстроил свою возлюбленную Анастасию Топольскую.
Украинская радиоведущая заявила, что, скорее всего, закон будет принят, и ей придется отказаться от своего радио-шоу на KISS FM, потому что вступает в силу закон, обязывающий диджеев каждый час ставить в эфире не менее 30% треков с украинским вокалом. По ее словам, столько качественной украинской музыки в формате KISS FM нет.
«А если честно, то дать бы этим ответственным за такие законы дебилам в Раде… Не могу поверить, что после 10 лет ведения программы меня заставляют отказаться от нее добровольно. Да, все верно: «заставляют» и «добровольно». И я ведь не одна.. Я очень разочарована и сердита. Очень», — заявила Топольская.
Антирусская Украина
Последствия этого закона оценила в комментарии Ukraina.ru украинский политик Елена Бондаренко.
«Начнем с того, что как правило на Украине самые абсурдные законопроекты превращаются потом в законы. Я оцениваю риск принятия данного абсурда достаточно высоко. Первое последствие — на рынок труда будет вышвырнуто много российских журналистов. А их в Украине подавляющее большинство. Скорее всего, большая часть изданий будет закрыта, потому что рынка украиноязычного читателя на всех не хватит — он достаточно узкий. Второе — сокращение информированности людей, которые оторваны от районных центров — села, которые выписывают печатную прессу и получают ее по почте. Третий момент — никакой цели, кроме как вырвать Украину из русскоязычного пространства, не стоит. Законопроект укладывается исключительно в доформирование из Украины антирусского проекта», — заявил она.
Бондаренко также не исключила, что инициативы парламента пойдут и дальше. В том числе, они могут коснуться и интернета. По словам политика, некий социальный запрос, который обозначили депутаты, как обоснование своим действиям, не что иное, как очередной блеф украинских властей.
«Этот законопроект — информационная блокада и самоизоляция. Социальный запрос сразу бы оживил рынок украиноязычных изданий. Ситуация на рынке показывает ровно противоположное», — пояснила Бондаренко.
Главная проблема украинизации медиапространства состоит в том, что на Украине просто нет столько качественного украинского продукта и на этот продукт не находится столько украиноязычных потребителей.
Русские сериалы заменят корейскими, книги сожгут, но, как известно, из песни слова не выкинешь. А что делать радиостанциям, которые вообще кроме музыки, ничего не транслируют, недоумевают в радиоиндустрии. Работникам релакс FM-ов придется серьезно поднапрячься. А, может быть, даже сочинить что-нибудь на украинском.