С обострением социально-экономической ситуации на Украине серьезно обострился и «профсоюзный вопрос». Это может показаться парадоксальным, потому что успехи профсоюзников случаются после евромайдана крайне редко — в основном, это отдельные случаи частичного погашения задолженностей по зарплате — в целом же долги продолжают расти.
Этот тренд находит отражение в растущем раздражении власти деятельностью профсоюзных лидеров. На днях лидер Конфедерации независимых профсоюзов Михали Волынец заявил о попытке отравления.
Яд для профлидера?
«"Ссмотрящие" от народного депутата Игоря Кононенко (фракция «Блок Петра Порошенко» — ред) вместе с представителями Службы безопасности Украины на протяжении длительного времени прослушивали мои телефоны, мое перемещение фиксируется, постоянно ведется наблюдение, в СМИ по поводу меня и членов моей семьи распространяется неправдивая информация, — заявил Волынец. — Я имею совершенно обоснованные подозрения в том, что недавно была совершена попытка меня отравить. Местом проведения операции была выбрана Женева, где я принимал участие в заседании сессии Международной организации труда. Факт сильного отравления был подтвержден в одной из столичных больниц после возвращения на Украину», — сообщил на пресс-конференции в Киеве Волынец.
Эти заявления можно было бы истолковать как самопиар, если бы не хорошо известные публичные факты преследования Михаила Волынца и его сторонников. Так, в прошлом году представители СБУ забрали Волынца на допрос без присутствия адвокатов, после чего он пригрозил начать голодовку и заявил, что спецслужбы «целенаправленно препятствует деятельности профсоюзов в стране». Аналогичным образом были допрошены ведущие активисты НПГУ, которые жаловались прессе на попытки запугать их. А в августе 2016 года, после того, как один из членов организации, представитель шахтеров Селидово, в присутствии самого Волынца поджог себя в здании Минуглепрома, требуя погашения задолженностей по зарплате, со всеми участниками акции были проведены профилактические беседы.
По словам одного из киевских профактивистов, членов НПГУ «серьезно предупредили» о том, что попытки «раскачивать ситуацию» — то есть, законным образом отстаивать права наемных работников — будут приравнены к поддержке сепаратизма.
Репрессии были предприняты против организаторов забастовки киевских транспортников, требовавших выплатить задолженности по зарплате. Руководство «Киевпастранса» сразу же объявило их «диверсантами», «подстрекавшими народ на забастовку в трудное для страны время», а СБУ задержало непосредственных организаторов протеста.
Между Аваковым и Тимошенко
Стоит отметить — пикантность сложившейся вокруг Волынца ситуации состоит в том, что бывший депутат «Батькивщины» по-прежнему сохраняет хорошие отношения с Юлией Тимошенко, которая, продолжая ситуативно голосовать вместе с парламентской коалицией, одновременно репетирует хорошо знакомую для себя роль оппозиционного лидера.
«Батькивщина» активно поддерживает протестную акцию медиков, которые также требуют выплаты задолженностей по зарплате и готовят очередную голодовку возле офиса Минздрава. Кроме того, ресурсы партии рекламируют протестный митинг железнодорожников, запланированный на 11 октября под лозунгами повышения зарплаты работникам «Укрзализныци». Поэтому, на Банковой вполне резонно опасаются, что Тимошенко сумеет эффективно использовать в своих целях шахтерский протест и любые выступления под социальными лозунгами, которые возглавит близкая к этой политической силе КВПУ или союзные ей структуры.
С другой стороны, именно связи с «Батькивщиной», а также широкая известность Волынца в европейском и мировой профсоюзном движении, пока что не дают власти провести показательную расправу над неудобными активистами, превратив нелепые обвинения в сепаратизме в конкретные уголовные дела.
Впрочем, старая связь с «Батькивщиной» по всей видимости, уже не кажется Михаилу Волынцу надежной защитой от давления и преследований. В последнее время он пытается заручиться поддержкой одного из центров действующей власти, который находится в плохо скрытой конфронтации с администрацией президента Украины.
Так, Независимый профсоюз горняков Украины провел в Киеве совместную акцию с Гражданским корпусом «Азов», подконтрольным министру внутренних дел Украины Арсену Авакову. Благодаря этому участники шахтерского марша в центре столицы не имели на этот раз проблем с полицией, а ультраправые цинично пропиарились на рабочих, которые требуют выплаты задолженностей по зарплате. Что же касается Авакова, он показал Петру Порошенко, что в случае резкого обострения политической борьбы за власть «Народный фронт» рассчитывает опереться в ходе уличных акций не только на прикормленную националистическую массовку.
Однако, скандальное сотрудничество с «Азовом» создает для Волынца другие проблемы. Многие представители рабочего движения Украины выразили возмущение совместным маршем с националистами, которые все чаще используются для подавления профсоюзных акций в разных частях страны. Так, представители «Правого сектора» в феврале этого года демонстративно избили в офисе директора шахты «Нововолынская» лидера местной организации Независимого профсоюза горняков Украины. При этом, по словам шахтеров, националисты действовали по указке киевских чиновников, которые добиваются ликвидации этого предприятия, и чувствуют себя полностью безнаказанными — поскольку офис ПС расположен рядом с отделением местной полиции.
Власть говорит сама с собой
В то же время, украинские власти предпринимают неуклюжие попытки имитировать диалог с отдельными профорганизациями, которые находятся у них под контролем. Одним из инструментов этой политики стало очередное заключение Генерального соглашения между профсоюзами, работодателями и Кабмином, которое было представлено общественности в качестве диалога между наемными работниками и систематически грабящим их правительством.
«На самом деле этот «трехсторонний пакт» ничего не стоит — рассказал Ukraina.ru один из организаторов акции протеста железнодорожников. — Его основные субъекты — это карманная Федерация профсоюзов Украины и организация работодателей, которая давно существует только в документах Минюста и на бумаге. Делается это для того, чтобы исключить из диалога неудобные для Порошенко и Гройсмана организации, которые готовятся протестовать осенью — чтобы было удобнее игнорировать их требования. Но все понимают, что когда Гройсман договаривается с ФПУ, он договаривается сам с собой. А лояльные профсоюзы приманиваются плюшками — госфинансированием и путевками в санатории».
Профсоюзы почти никак не влияют на системные процессы ликвидации трудовых прав — уничтожение предприятий, сокращение рабочих дней и увольнение работников, падение реального уровня зарплат и ликвидацию соцльгот, незаконную мобилизацию на рабочих местах. Однако, в условиях, когда в стране подавили или запугали политическую оппозицию, профсоюзные организации становятся одной из немногих сил, которые реально способны организовать и возглавить протесты под социальными лозунгами, в высшей степени актуальными для миллионов украинских граждан. Ведь задолженности по зарплате на фоне постоянного роста тарифов являются сейчас главным раздражителем для украинского общества.
Власть играет на упреждение, пытаясь подавить активность независимых профсоюзов и их лидеров в преддверии осенних массовых забастовок.