Остались при своих интересах
Более четырех часов за закрытыми дверями продолжались переговоры министров иностранных дел стран нормандской четверки. Говорили, говорили, а похвастаться нечем.
— Это очень сложная встреча. Удовлетворения от ее итогов нет, — лаконично охарактеризовал итог переговоров глава МИД Германии Франк-Вальтер Штайнмайер.
В Париже главы МИД пытались договориться о восстановлении безопасности в Донбассе и проведении выборов на неподконтрольных Украине территориях. Глава МИД Украины Павел Климкин настаивал, что в первую очередь необходимо прекратить в Донбассе огонь, вывести оттуда военных и тяжелую технику, а также обеспечить контролируемость границ и лишь потом можно обсуждать политические вопросы.
— Не обращайте внимания на разные интерпретации. Никаких выводов не согласовали. Наша позиция — сначала безопасность, — сказал Климкин.
Россия при поддержке Франции и Германии пыталась продавить свой сценарий: сначала проведение выборов, принятие закона об особом статусе, амнистия, изменения Конституции, а потом лишь 100-процентная безопасность.
— Было предложение от наших французских, германских коллег, что выборы в Донбассе пройдут в июне-июле. Мы были готовы поддержать его, но украинская сторона попросила не настаивать на этом, и в итоге консенсуса не получилось, — заявил глава МИД РФ Сергей Лавров.
Министры разъехались, предварительно договорившись встретиться еще (дата обсуждается). А в качестве «домашнего задания» — до 30 апреля разработать механизмы, которые позволят гарантировать соблюдение режима тишины в Донбассе.
Климкин продемонстрировал «зубы»
Хоть никакие договоренности в Париже и не были достигнуты, по словам экспертов, для Украины эта встреча министров иностранных дел нормандской четверки не была провальной. Наоборот, министр Климкин продемонстрировал «зубы».
— Возможно, впервые с начала войны Украина уперлась: нет безопасности — нет выборов. Не сдать позиции — это тоже результат. Если бы такую же принципиальную позицию Украина занимала начиная с февраля прошлого года, то, думаю, сегодня мы значительно оптимистичнее видели б выход из ситуации, — считает дипломат Богдан Яременко.
Жесткая позиция украинских дипломатов — это, конечно, хорошо. Но что дальше? Как она поможет прекращению огня в Донбассе?
— Для России крайне важно было провести выборы в Донбассе до июня-июля. Для этого Украину даже запугивали эскалацией военного конфликта. Официальный Киев не дрогнул и, думаю, от этого останется только в выигрыше, — говорит глава Центра политического анализа «Пента» Владимир Фесенко и объясняет почему: — Летом ЕС рассматривает вопрос об антироссийских санкциях — снимать или продлевать. В связи с этим Россия сейчас не только не решится идти на эскалацию военного конфликта, но и запустит процесс перемирия. Начнется некая тактика мелких шагов: разминирование, демилитаризация линии разграничения, точечное освобождение пленных.
Недипломатическая фотосессия
По окончании переговоров в Париже главы МИД нормандской четверки отправились на протокольное фотографирование. Тут-то и возник конфуз. Очевидцы утверждают, что Павел Климкин очень удивился и огорчился, когда увидел, что флаги Украины и России поставили рядом — ему придется фотографироваться, стоя рядом с главой МИД РФ Сергеем Лавровым.
«Придется рядом постоять», — процитировал в своем Twitter ироничное замечание Лаврова журналист Дмитрий Смирнов. Сфотографировались. Позже Климкин озвучил свою версию этой обязательной фотосессии.
«Штайнмайер и французский протокол предложили мне символически стать между Европой и Лавровым, но, похоже, никакому прогрессу с Россией это не способствует. Вот так это выглядит на практике. Рядом с Лавровым и все мы в одной компании, но я пока поговорю с Штайнмайером и Эро», — написал Климкин в своем Twitter и продемонстрировал фото, на котором он отвернулся от Лаврова.
Елена Галаджий