Чтобы убедиться в том, что Киев — русский город, не нужно далеко уезжать. Мы идём по проспекту Победы — одной из самых протяжённых магистралей города. В 1985 году её назвали так в честь победы советского народа в Великой Отечественной войне, но сегодня, когда сведения о той войне в школьных учебниках извращены до предела, а память о Великой Победе стирают из сознания граждан Украины как только можно, уже трудно сказать, какую свою «победу» нынешние власти имеют в виду.
Перед нами на одной из самых оживлённых частей проспекта Победы — Политехнический институт (ныне университет). Если пройти через небольшой университетский парк, то увидим возле старейшего корпуса памятник Дмитрию Ивановичу Менделееву — великому русскому учёному. Памятник поставлен двадцать лет назад при поддержке Украинского химического общества и выпускников химико-технического факультета. Ведь Менделеев стоял у истоков Киевской политехники. В 1903 году он был первым председателем экзаменационной комиссии этого вуза, хотя связи Менделеева и всей химической школы Петербурга с Киевом, с его научным сообществом установились гораздо раньше. В августе 1873 года в Киеве проходил третий съезд естествоиспытателей и врачей, Менделеев принимал в нём участие. Горячим сторонником идей Менделеева был его друг профессор Киевского университета П. П. Алексеев. Первая работа, выполненная в России с применением открытого Менделеевым периодического закона, также была опубликована в Киеве. Киевское общество естествоиспытателей и Киевский университет избирали Д. И. Менделеева своим почетным членом. А однажды, в 1898 году, Дмитрий Иванович получил из Киева такую телеграмму от ученых-коллег: «Русские естествоиспытатели вспоминают Вас, гордость русского естествознания, и шлют сердечный привет творцу объединяющей все элементы системы».
И снова слышим — «русский…русский…». В Киеве имена из русской истории всплывают на каждом шагу.
Вот ещё одно славное имя — Игорь Иванович Сикорский. Русский авиаконструктор, изобретатель, учёный. И памятник ему тут совсем недалеко, на территории того же Политеха. И дом его есть на улице Ярославов вал. Потому что родился Игорь Иванович в Киеве в 1889 году.
Здесь в Политехническом учился, здесь увлёкся воздухоплаванием. Созданные Сикорским самолёты «Русский витязь» и «Илья Муромец» положили начало многомоторной авиации. Летом 1911 года появился Игорь Иванович в киевском небе на своём «Илье Муромце», совершая рекордный перелёт Петербург — Киев. А ещё, оказавшись за границей в самом начале гражданской войны и прожив там остальную часть жизни, всемирно известный русский и американский авиаконструктор оставался, конечно же, не украинцем. Он числил себя русским монархистом, был главой пушкинского и толстовского обществ, членом Русского национального союза в Америке, занимался богословием (его работа «Отче наш» — о Молитве Господней). Был близок к идеям Ивана Лукьяновича Солоневича.
…Совершая нашу прогулку, не будем теперь никуда сворачивать и продолжим движение по проспекту Победы, перейдя на противоположную сторону. Тут нас тоже ждёт встреча со знаменитым русским человеком. Николай Михайлович Амосов — кардиохирург, писатель, академик, депутат Верховного Совета СССР. Люди старшего и среднего поколения прекрасно знают это имя. А вспоминаем мы о Николае Михайловиче, потому что идём рядом с Медицинским университетом. Здесь учёный защитил докторскую диссертацию, здесь возглавлял кафедру. Теперь о нём пишут — «украинский учёный». Да и в телевизионном конкурсе «100 великих украинцев» Николай Амосов занял второе место после «украинца» Ярослава Мудрого. А вот коренные киевляне и особенно те, кому он спас жизнь, хорошо помнят его характерное нижегородское «окание» (Николай Михайлович родом из крестьян села Ольховка под Череповцом). До последних дней его жизни мы слышали это милое русское окание в телевизионных передачах, в фильмах по его книгам и, конечно, в больницах, клиниках — всюду, где появлялась его высокая фигура, чем-то напоминавшая образ Дон-Кихота. В своей книге «Записки из будущего» ещё в далёком 1965-м он написал слова пронзительно созвучные нашим дням: «Нужно искать не то, что разъединяет людей, а то, что их объединяет. Больше мне нечего сказать».
А вот словно в насмешку над ранимыми украинизаторами в тридцати шагах от Медуниверситета — Александр Сергеевич! Один их четырёх киевских памятников великому русскому поэту. Пушкин дважды бывал в Киеве. На постаменте надпись: «А.С.Пушкину от украинского народа». Читаешь и думаешь: а принадлежат ли к украинскому народу те, кто во время майданных безумий оскверняли этот памятник, обливали краской, повязывали на шее Поэта вульгарный желто-блакытный шарфик?
Ещё буквально два шага по проспекту и рядом с Пушкинским парком мы видим знаменитую Киностудию имени А.П.Довженко. Нет-нет, Александр Петрович Довженко, безусловно, выдающийся украинский кинорежиссёр (хотя более двадцати лет, до самой своей кончины он прожил в России, там снял большую часть своих картин, он народный артист РСФСР). Два других русских имени вспоминаются мне у центрального входа в киностудию. Это немного личное. На студии имени Довженко был снят простой, замечательный, смешной и очень «киевский» фильм «За двумя зайцами». Фильм до сих пор пользуется горячей любовью и на Украине, и в России. Два припоминаемых мною имени — это Маргарита Васильевна Криницына, актриса, блестяще сыгравшая Проню Прокоповну. И Олег Иванович Борисов — уроженец Ивановской области, легендарный актёр Киевского театра русской драмы, Ленинградского БДТ и МХТ им. Чехова. В судьбе этих двух талантливых русских художников есть нечто символичное, многое говорящее нам, сегодняшним.
С Маргаритой Васильевной — уникальной трагикомической актрисой — мне выпала честь быть хорошо знакомым, немного сотрудничать с ней, знать её близких. Родившаяся на Урале, она закончила ВГИК в пору его небывалого расцвета и получила восторженные предложения от лучших московских театров и режиссёров. Судьба привела её в Киев, и здесь она поселилась навсегда. В итоге она осталась в истории кино актрисой лишь одного фильма, невостребованной, тайно травимой украинской «элитой» (существовало закрытое письмо деятелей местной культуры, в котором говорилось, что актриса Криницына не соответствует стандарту украинской красоты и не должна появляться на экране!). Многие годы, пока были силы, она всей душой стремилась в Москву, где её талант бы оценили. Но не сложилось.
Олег Иванович Борисов после несомненных успехов на сцене киевской Русской драмы, после оглушительной славы, пришедшей к нему с ролью Голохвастова, всё же чувствовал себя здесь непросто. Ему намекали, что хорошо бы сменить фамилию, например, на Борисенко — и тогда откроются новые горизонты. Он пренебрёг «горизонтами», фамилию менять не стал — и уехал. Благодаря тому, что уехал, состоялся как художник. В этом есть некий глубокий смысл. Всякое отделение, всякая попытка создать нечто национально стерильное оборачивается для художественной культуры Украины творческой немощью, упадком, а подчас и трагедией.
Впрочем, не только для художественной культуры — для науки и техники точно так же. Если мы с вами пройдём вперёд по проспекту Победы, то попадём в места, где почти каждый настоящий киевлянин вспоминает ещё об одном русском человеке, уроженце Подмосковья, о выдающемся конструкторе Олеге Константиновиче Антонове.
Под его руководством КБ Антонова в содружестве с учёными, инженерами РСФСР, Белоруссии, других республик бывшего СССР создали знаменитые самолёты — Ан-22 «Антей», Ан-124 «Руслан», пассажирские лайнеры Ан-10 и Ан-24… Только мне вдруг вспомнилось, как несколько лет назад сотрудники авиаконцерна «Антонов» перекрывали этот самый проспект в знак протеста против планомерного развала уникального научно-технического комплекса (проблемы у «антоновцев» начались ещё в 90-х, когда после развала СССР специалисты высочайшего класса сидели без зарплаты). Вспоминается также, что буквально на днях, 26 января 2016 года, правительство Яценюка окончательно ликвидировало авиаконцерн «Антонов». Да, официально это назвали «реорганизацией», но радости у авиастроителей Киева она не вызывает.
И однако же заканчивать нашу прогулку на грустной ноте не хочется. Вернёмся немного назад — и увидим на постаменте танк времён Великой Отечественной. Памятный знак в честь освобождения Киева от немецко-фашистских захватчиков. И вот здесь нам открывается современное значение названия проспекта. Для многих киевлян этот проспект носит имя не прошлой, но будущей победы — победы исторической памяти, победы исконного русского Киева над его фальсифицированным образом….
Илья Ромашин, Киев