У меня несколько лет тому назад была статья «Блеск и упадок Донецка». В ней по поводу внешнего вида своего родного города я написал следующее:
«Архитектурно Донецк ничтожен. Центр еще так ничего, но если отойти от центра — это сплошные ужасные панельные дома и хрущобы. Никакой эстетики, мало того, в моем родном микрорайоне ремонта не было со времен советской власти. Если зелень летом скрывает уродство города, то осенью и зимой это самое уродство обнажается во всей своей красоте».
В общем-то, такая характеристика приложима к любому донбасскому городу. Разве что у них, у этих городов и городков, то, что обычно называют «центром», в отличие от Донецка также производит убогое впечатление.
У архитектурной, мягко говоря, невыразительности и антиэстетичности донбасских городов есть понятное и простое объяснение. При «царском режиме» тут не было крупных городов подобных Харькову, Одессе, Киеву или хотя бы Полтаве и Елисаветграду. В XIX веке Донбасс только-только осваивался. Массовое городское строительство тут началось только при советской власти.
Но советская власть строила как: на архитектурные красоты — какой-нибудь конструктивизм или сталинский ампир — могли рассчитывать только столичные города. Иногда какой-нибудь Новосибирск или курортный город. Всё остальное строилось по остаточному принципу. Главное тогда было строить заводы и электростанции. Поэтому русские города застраивались типовой советской застройкой — хрущевками и панельными многоэтажками. Все они сейчас смотрятся, конечно, убого. Глаз положить не на что.
Поэтому и Дебальцево, ставший одним из символов Русской Реконкисты, архитектурно, увы, выглядит, как типичный советский город — серо, убого и антиэстетично.
Однако в нем, безусловно, есть архитектурная жемчужина — красивейший железнодорожный вокзал. Он получился красивым только благодаря тому, что строился при царе-батюшке в самом конце века.
Он смотрится в сером Дебальцево как рыцарский замок. Трехэтажный. Выстроен в виде буквы «Г»: посередине что-то вроде башни, от которой перпендикулярно отходят два «отсека». Стены облицованы светлокрасным кирпичом или плиткой. Третий этаж — красивая мансарда. К «старорежимному» зданию вокзала, видимо, в советские времена была добавлена пристройка в том же стиле. Она не такая помпезная, но составляет все же, как говорится, единый архитектурный ансамбль.
Территория вокруг вокзала выложена плиткой. На перроне растут ели.
Если вы хотите пройти к «дебальцевскому замку» из центра города, то для этого вы потратите не больше пяти минут. Вам надо будет пройти мимо здания бывшего железнодорожного управления, в котором сейчас разместилась городская администрация во главе с Алексеем Грановским. Разместилась там потому, что здание бывшей администрации было повреждено во время освобождения города от украинской армии. Там сейчас идет ремонт.
Пройдя железнодорожное управление, вам надо будет подняться на пешеходный мост, который нависает над путями примерно на уровне третьего этажа. С него открывается самый красивый вид на «Дебальцевский замок». Можно увидеть вокзал во всей его красе и как нечто цельное. Гештальт, одним словом.
Ни во время военных действий, ни во время пребывания в Дебальцево украинской армии он не пострадал. Хотя украинские каратели из добробатов иногда развлекались тем, что пьяными начинали от нечего делать обстреливать город из АГС, установленных на крышах. Как объяснила мне Наталья Грановская, жена нынешнего мэра, только из-за того, что минометы, из которых стреляли, были на самом вокзале, он, естественно, и не пострадал.
Слава Богу, «замок» не пострадал год назад во время боев в Дебальцевском котле.
Единственное место, где я заметил повреждения от недавних боев, была мемориальная доска, посвященная расстрелу белогвардейцами красного командира. Она была посечена осколками, наверное, от мины. Интересно, что находящаяся в двух шагах другая мемориальная доска не пострадала.
Интересно, что внутри вокзала висит большое полотно, посвященное освобождению Дебальцево от немецко-фашистских захватчиков. На нем видно, что в отличие от боев годичной давности во время Великой Отечественной вокзал подвергся серьезным разрушениям.
Вокзал в настоящий момент работает. Самое интересное, что он до сих подчиняется… «Укрзализнице». Все его служащие получают украинскую зарплату, несмотря на то, что Дебальцево контролируется почти год ДНР. Кассы работают, несколько электричек ходят по территории, которая контролируется ЛДНР.
Во время моего посещения на перроне стояло несколько пустых составов, в которых обычно перевозят уголь. Прямо перед вокзалом. Значит, видимо, уголь тут выгружают-отгружают.
И это очень важно для Дебальцево. Просто в город до сих пор не проведен газ. Топят и вообще используют в городе, в основном, уголь.
Дай Бог, чтобы возрождающиеся после войны города Донбасса стали бы такими, как этот «Дебальцевский замок». Донбасс заслужил того, чтобы быть красивым.
Александр Чаленко