Сергей Лавров и Джон Керри провели новые переговоры по Сирии. Окончательно определилось главное тактическое противоречие сторон: кто именно будет представлять так называемую сирийскую оппозицию на переговорах с Асадом. Предложения, выдвигаемые Соединенными Штатами, заставляют американцев «выглядеть как идиоты», говорят политологи.
Встреча министра иностранных дел Сергея Лаврова и госсекретаря США Джона Керри в Цюрихе не принесла ожидаемых результатов. Стороны выступили с дежурными заявлениями о необходимости переговоров, но не нашли взаимопонимания по ключевым вопросам.
Вместе против распада Сирии
Лавров и Керри затронули очень широкой ряд тем: вопрос сирийского урегулирования, ситуацию на Украине, угрозу ядерных испытаний в КНДР. Поговорив несколько часов, представители США и России сделали ряд заявлений. Стороны отметили важность твердого международного ответа на ядерные испытания в Северной Корее, важность реализации Минских соглашений и соблюдения режима прекращения огня. Но главной темой переговоров стала ситуация на Ближнем Востоке.
«Говорили о ситуации в Ираке, в Ливии. Наш общий вывод относительно различных конфликтов на Ближнем Востоке и на севере Африки заключается в том, что и Россия, и США твердо выступают за суверенитет и территориальную целостность всех государств этого региона, — передает РИА «Новости» слова Сергея Лаврова. — Прежде всего это касается Сирии и Ирака, потому что в отношении этих стран порой можно слышать суждения о том, что неплохо было бы создать на их месте несколько государств. И Россия, и США категорически против этого, будем в наших практических шагах с другими партнерами, в том числе в регионе, делать все, чтобы не допустить подобных сценариев», — заявил он.
Что касается грядущих переговоров между представителями сирийского правительства и оппозиции, Лавров уточнил, что ни США, ни Россия, «безусловно», не будут непосредственными участниками этого процесса. «Но мы будем эти переговоры сопровождать в тех формах, которые будут наиболее полезны для того, чтобы сирийцы достигали договоренности о том, как им совместно решать задачи переходного периода, о том, какая у них будет новая конституция, как готовиться к досрочным выборам и многое другое», — уточнил он.
Правда, сроки проведения самих переговоров уже под вопросом.
Несмотря на тональность выступления по итогам встречи Лаврова и Керри, о солидарности позиций говорить рано. Так, министр обороны США Эштон Картер, выступая в Париже параллельно с Лавровым и Керри, заявил, что «Россия идет по неверному стратегическому пути в Сирии». Его поддержал министр обороны Франции Жан-Ив Ле Дриан, сказав, что России надо «сконцентрировать свои усилия на ударах по ДАИШ и прекратить атаковать те группировки оппозиции, которые сами ведут борьбу против ДАИШ».
С надеждой на январь
Межсирийские переговоры представителей властей и оппозиции запланированы на 25 января и должны состояться на международной площадке — в Женеве. Возможность проведения их в срок и ранее ставилась под сомнение. После встречи Лаврова и Керри сомнений стало еще больше.
«До конца января остается еще много дней. Все-таки 11 — это не несколько», — ответил Сергей Лавров на вопрос, готовы ли стороны к проведению переговоров в ближайшие дни. Конкретная дата переговоров еще не утверждена. «Называются различные даты, но окончательное решение принимает генсек ООН по совету и рекомендации своего спецпосланника Стефана де Мистуры», — уточнил глава МИД РФ.
Главное, сказал при этом Лавров, что речи об их переносе не идет, пока. «У нас нет каких-либо размышлений о том, чтобы переносить начало переговоров с января на февраль. Это позиция и России, и США. Мы уверены, что в январе такие переговоры должны начаться», — сказал Лавров.
«Такого варианта нет»
Главный же вопрос, который до сих пор остается нерешенным, — это состав на этих переговорах представителей так называемой сирийской оппозиции. В этом моменте у России и США имеются противоречия: согласованного между ними списка оппозиционеров, не принадлежащих к террористическим структурам и имеющих возможность принимать участие в политическом процессе, до сих пор нет.
На данный момент Москва направила свои пожелания «о том, как бы мы видели состав переговорщиков со стороны оппозиции, Стефану де Мистуре, американцы, как я понимаю, тоже, как и другие участники международной группы поддержки Сирии», пояснил Лавров. Итоговый список сейчас прорабатывается, добавил министр. При этом Москва сохраняет позицию неприемлемости участия в переговорах группировок, которые считаются экстремистскими, таких как «Джаиш аль-ислам» или «Армия ислама».
Договоренности об участии «Армии ислама» в переговорах нет и быть не может, потому что он «и не предполагался», пояснил глава российского МИДа. При этом незадолго до переговоров Лаврова и Керри телеканал Al Arabiya сообщил, что сирийские оппозиционеры выдвинули на переговоры одного из полевых командиров «Джаиш аль-ислам» Мухаммеда Аллуша. Об этом заявил координатор оппозиции САР Риад Хиджаб на пресс-конференции в столице Саудовской Аравии. Он добавил, что делегацию возглавит Асаад аз-Зоуби, всего в ее состав войдет 17 человек. «Выдвижение Аллуша стало ответом в адрес России», — добавил сам аз-Зоуби.
Напомним, что приглашения на межсирийскую встречу стороны должны получить от Стефана де Мистуры, который отправит их от имени генсека ООН, «когда страны Международной группы поддержки по Сирии придут к согласию насчет того, кого из оппозиции следует пригласить», отмечали в ООН. Об этом напомнил и Сергей Лавров. Глава МИД Саудовской Аравии Адель аль-Джубейр же выражал несогласие с такой формулировкой, отмечая, что оппозиция сама решит, кем будет представлена. Напомним, что Эр-Рияд недавно объявил себя площадкой для переговоров представителей сирийской оппозиции. Саудовская Аравия занимает крайне негативную позицию относительно президента Сирии Башара Асада.
«Американцы выглядят как идиоты»
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский убежден, что договориться по ряду вопросов, например по составу делегаций от сирийской оппозиции на переговорах, не удается потому, что «нам пропихивают террористов, разного типа «Аль-Каиду».
«Потому что у них там больше никого нет. Мы с террористами не договариваемся, мы их уничтожаем. У американцев нет оппозиции — им пихают ее Катар, Турция, саудовцы… А там сплошная «Аль-Каида», ДАИШ. Террористы на террористах. Поэтому всякий раз, как нам дают список, наши говорят: «Ребята, а вы не хотите заметить, что господин такой-то отрезал головы, а господин такой-то сам сказал, что он «Аль-Каида»… И американцы выглядят как идиоты», — сказал Сатановский.
«Эр-Рияду, Дохе и Анкаре надо завести своих бандитов хоть в какую-нибудь систему, где они будут считаться оппозицией, — уточняет собеседник. — А если еще удастся уговорить, как они считают, «глупых русских» сдать Асада, то вообще замечательно! Они прикончат его, и будет как в Ливии», — уверен он.
Что касается предстоящих переговоров в Женеве, то Сатановский ничего от них не ждет. Главным он считает продолжение российской операции в Сирии. «Вот сегодня еще 600 целей накрыли, 217 пунктов освободили. Кроме асадовских войск, которые потихоньку наступают, там еще 10 500 человек из антиасадовской оппозиции уже на нас работают», — рассказал он.
Андрей Резчиков, Екатерина Нерозникова