На слушаниях по делу Надежды Савченко, обвиняемой в причастности к гибели российских журналистов во время своего участия в боевых действиях в составе добровольческого батальона «Айдар», доказательства начала представлять защита. Таким образом, в Донецком городском суде Ростовской области начался допрос свидетелей, среди которых – её родная сестра Вера.
«ГОВОРЮ НА РУССКОМ – ДРУГОЙ ВЫУЧИТЬ НЕ УСПЕЛА»
Показания Веры Савченко, которая вместе с сестрой – украинской лётчицей и предполагаемой наводчицей – также находилась в зоне «АТО», где действовал батальон «Айдар», были подробными и очень профессиональными.
Летом 2014 года в Луганской области она, по её признанию, помогала раненым «айдаровцам». Не нужно быть очень прозорливым, чтобы догадаться, что ничего такого, что могло бы подтвердить выдвинутые против Надежды Савченко обвинения, её сестра старалась не говорить. Однако подробно рассказала о том дне, когда её сестра, по предположению следствия, корректировала миномётный огонь батальона «Айдар», ставший причиной смерти Антона Волошина и Игоря Корнелюка.
Вера в белой кофточке с чёрным трезубом вела себя много более сдержаннее, чем ранее. И чем сама Надежда Савченко, которая отпускала шуточки типа:
«Включается гимн Украины, заходит Вера!»
На что судья призвал подсудимую «вести себя прилично». Во время паузы в судебном заседании Надежда Савченко обратилась к присутствующим в зале суда американцам и другим иностранцам со словами благодарности за поддержку:
«Говорю на русском, потому что другой выучить не успела», – пояснила им лётчица.
Между тем, против самой Веры Савченко в Российской Федерации также возбуждено дело. Помимо слушаний по делу сестры, она выступает в качестве свидетеля и по делу в отношении граждан Украины Николая Карпюка и Станислава Клыха. Они обвиняются в участии в 1994 году в боевых действиях против Российской армии в составе вооруженных формирований «Чеченской Республики Ичкерия», а также в деятельности организации УНА-УНСО, признанной в России экстремистской.
28 октября на слушаниях по этому делу в Верховном суде Чечни Вера Савченко «высказывала с места несанкционированные реплики» в адрес судьи. Реплика была мегакультурной, в «савченковском» стиле:
«Не судья, а чмо!»
Вследствие чего против самой Веры Савченко возбудили уголовное дело «за неуважение к суду», наказание по которому предусматривает шесть месяцев ареста.
«НЕВЫПОЛНЕННАЯ МИССИЯ»
Перед «маленькой Верой» показания суду по делу Надежды Савченко давал руководитель украинского Центра обмена военнопленными, руководитель общественной организации «Офицерский корпус» генерал-полковник в отставке Владимир Рубан.
Выступая в зале суда в Донецке Ростовской области, генерал Рубан рассказал, что, когда после 20 июня 2014 года он получил список на обмен из 11-ти человек, Савченко Надежда Викторовна, гражданка Украины, значилась в нём под номером пять. И из этого списка он сумел освободить всех военнопленных, кроме Савченко.
По словам генерала Рубана, Надежду Савченко он пытался обменять четыре раза, но сделать этого не удалось:
«Всего же с 23 июня по 20 июля я ездил в Луганск именно за Савченко четыре раза, и каждый раз ее передача откладывалась».
И это – несмотря на то, что ЛНР понимала ценность Савченко именно как «человека для обмена». И что она была единственной женщиной-офицером, поэтому «у нее было преимущество по освобождению одной из первых».
«Я предложил отпустить ее, поскольку, если её содержать дальше, она с таким пиаром может баллотироваться в президенты Украины», – сказал Рубан.
Однако, по словам Рубана, в деле об обмене лётчицы возникла «загвоздочка» со стороны представителя по обмену ЛНР:
«Дословно он сказал, что здесь загвоздочка. Мы не можем ее отпустить, потому что она ведет себя так, как будто ее завтра выпустят… Ведет себя нагло – типичная бандеровка».
Как сказал генерал Рубан самой Савченко в зале суда:
«Вы – моя невыполненная миссия».
Напомним, что лётчица ВС Украины Надежда Савченко обвиняется в соучастии в убийстве 17 июня 2014 года в Донбассе двух российских тележурналистов – Антона Волошина и Игоря Корнелюка, а также в незаконном пересечении границы России и Украины под видом беженки.