Президента Порошенко во Франции обидели, обозвав негодяем, который спекулирует святыми для французов чувствами сопереживания к горю сограждан, потерявших близких в волне террористических актов. Украинская президентская рать тут же бросилась на выручку своему патрону. Но больше всего поусердствовал секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБОУ) Александр Турчинов. С чего бы это? «Понятно, зачем это Порошенко. Непонятно, зачем это Турчинову?» — искренне недоумевали эксперты. В Европе же заговорили о худшей из бед Украины — ее власти.
И раньше у Александра Турчинова случались приступы страха и депрессии, но до аномалий не доходило. В 80-е годы в комсомоле под руководством ЛКСМУ он решительно боролся с нарушителями соцзаконности. В 90-х он, как директор Института экономических реформ при Павле Лазаренко, преодолевал «повальную коррупцию» и «тотальную тенизацию» украинской экономики. В 2000-х, как соратник Юлии Тимошенко, со знанием дела громил «олигархофрению», а с победой «майдана миллионеров» в 2004 году — убийц Георгия Гонгадзе, отравителей Ющенко, хулителей «коррупционерки Тимошенко». И даже непоколебимо возглавил большую олигархическую революцию против «бандитской власти» Януковича. А сейчас вот — нервы сдали.
30 ноября в Европе заговорили о том, что худшая из бед Украины — это ее президент, который использовал теракты в Париже для привлечения внимания к украинской политике на климатическом саммите ООН во Франции. Тут же депутаты фракции БПП в Раде и околовластные эксперты потребовали от французских журналистов извинений за «бестактность на грани с шовинизмом». Ведь другие журналисты были более тактичны и не говорили так, как журналист из France 24, что «Порошенко проявил ужасный вкус. Ложь и мерзость».
На сайте координационного органа при президенте Украины Александр Турчинов 1 декабря, развивая порошенковское положение из парижской речи, заявил, что РФ развязала гибридную войну против Европы и готовится нанести ядерный удар: «Уже сегодня можно говорить о том, что это были не обычные теракты. Это была спланированная акция в рамках развязанной против Европы гибридной войны». А операция ВКС РФ в Сирии Турчинов назвал чуть ли не главной причиной «многотысячных волн миграции» в ЕС для его дестабилизации.
По его мнению, европейские политики, дескать, не видят очевидного. Россия готовится к серьезной и масштабной войне и в этом вопросе даже конкурирует с террористической группировкой «Исламское государство» (ИГИЛ).
При этом саму идею президента Франции Франсуа Олланда относительно создания широкой коалиции для борьбы против ИГИЛ, участником которой будет и Москва, Турчинов назвал безумной: «Союз с террористами для борьбы с терроризмом — это безумие, провоцирующее еще большую агрессию и насилие». Заподозривший президента Олланда в безумии киевский олигархофрен полагает: «Вместо сотрудничества Кремль должен получить противодействие».
Ситуация, что называется, майданники доскакались.
В Европе утверждают, что худшая из бед Украины — это ее президент. В Киеве тут же объявляют журналистов, честно сказавших правду, либо шовинистами, либо ненормальными. Невзирая на личности. А виноваты то Путин, то Олланд, то Меркель. Что происходит? Почему снова так запричитали на киевском властном Олимпе? Неужели дело только в климатическом саммите? Нет, конечно.
Из Украины за последние два года евроинтеграции в поисках работы уехало более миллиона человек. Например, польские миграционные власти откровенно обеспокоены ее возрастающим наплывом, хотя льготный режим пребывания в России для жителей юго-восточных областей Украины сохранился. Но все граждане Украины, которые ранее работали в России и посылали своим семьям деньги, чтобы те могли хоть как-то выживать, теперь для украинской власти — враги! Антиукраинский элемент!
В частности, секретарь Совбеза 40-миллионного государства считает, что украинские заробитчане, которые теперь-то вместо России поедут в Европу, не только подорвут перспективу либерального визового режима Украины с Евросоюзом в 2016 году. «Создаются предпосылки для… инфильтрации в Украину специально подготовленных антиукраинских элементов», — пишет он. И нужно что-то делать.
Возвращение, мол, заробитчан из Российской Федерации опасно для Украины и Европы происками массового недовольства. Миграционные меры запрета на въезд в РФ украинцам, нарушившим срок пребывания, назвал «миграционной темой в гибридной войне», которой Европа тоже должна оказать противодействие.
Вопросы вызывает не только сам по себе факт неадекватной реакции украинской власти на политические проблемы в государстве, но и на любые жизненно важные вызовы для жителей Украины.
Что касается Александра Турчинова, то бывший и. о. главы государства был назначен секретарем СНБОУ 15 декабря прошлого года, после того как Рада поправками к закону «О Совете национальной безопасности и обороны Украины» расширила полномочия самого органа и его секретаря, как говорится, до упора. Теперь речь идет о центральной структуре реального политического влияния с фигурой секретаря, сопоставимой по весу с президентом, премьером и спикером парламента.
Весьма масштабные полномочия находятся в руках человека, к которому накопилось много вопросов, начиная с вопроса об ответственности за начало карательной операции против жителей Донбасса, которую продолжил Порошенко.
Но Порошенко и Турчинов до сих пор полагают, что 8 тысяч граждан Украины погибли от рук «террористов». Ну как иначе воспринимать слова Порошенко, сказанные им в Париже 30 ноября: «Моя страна страдает от терроризма, финансируемого и поддерживаемого Российской Федерацией. В результате погибло более 8000 украинцев, из которых около 6000 мирных жителей». Но для них тысячи погибших не так важны, как «помощь мира для преодоления экологических последствий гибридной войны на Донбассе». Как тут не понять французов?
* * *
На годовом собрании Американской ассоциации политологии в Сан-Франциско в начале сентября 2015 года доктор Иван Качановский представил доклад о гибели людей на майдане «гидности». В докладе (Snipers Massacre on the Maidan in Ukraine APSA Conference) было отмечено, что вина за «хладнокровное убийство нескольких десятков манифестантов на киевском майдане 20 февраля 2014 года» лежит на руководстве и активистах майдана.
Это сделали, по мнению исследователя, «Правый сектор» Дмитрия Яроша и «Свобода» Олега Тягнибока под руководством Александра Турчинова из олигархической партии «Батькивщина».
Но 80-страничный доклад о «Резне на майдане» в украинских СМИ превратился в тощее «Дело о киевских снайперах». Украинским следователям, журналистам и причастным к тайне снайперов приказано молчать. А вина в этом преступлении возложена не на тех, кто тщательно планировал применение оружия на улицах Киева в феврале 2014 года и отдавал команду стрелять, а на свергнутую власть и украинских журналистов, которые до сих пор прикрывают участников той спецоперации. И больше всего Александр Турчинов боится прорыва западными журналистами информационной блокады вокруг «Резни на майдане». И дорожит он не потерей лица Порошенко во Франции, а собственной шкурой. Такая вот гибридная война у секретаря СНБО Украины.
Иван Дегтярь