Представители этой террористической организации, запрещенной во многих странах, в том числе и в России, проникли уже и в нашу страну. И не только на Северный Кавказ, но и во многие регионы России, в том числе и в Москву.
Исламизм незаметно просачивается во многие сферы нашего светского общества. Вот и студентка престижного вуза Варвара Караулова — девочка из хорошей семьи, проникнувшись идеологией игиловцев, рванула на поиски приключений в «Исламское государство». Сколько их таких, исламизированных, и кто им противостоит в самой России?
Вот в Сирии все ясно и понятно — боевиков ИГ там точечными ударами накрывает российская авиация, благодаря чему правительственная армия Башара Асада постепенно вытесняет террористов из захваченных ими городов. Ни в Москве, ни на Северном Кавказе о таких методах борьбы никто даже не думает. Но, поверьте, российские спецслужбы тоже не сидят сложа руки и исламистов на территории России нейтрализуют по всем фронтам.
Вот совсем недавно заместитель директора ФСБ России Евгений Сысоев сообщил о ликвидации (в этом ведомстве предпочитают говорить «нейтрализация») силами подразделений антитеррора на Северном Кавказе деятельности семи бандгрупп, присягнувших «Исламскому государству». В результате устранение главарей террористической организации «Имарат Кавказ» привело к расколу в ее рядах.
Согласно отчету этого силового ведомства, «удалось достичь устойчивого снижения террористической активности. Число преступлений террористической направленности в Российской Федерации на 1 ноября 2015 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшилось в 2,5 раза, с 74 до 30». При этом не было допущено ни одного теракта. Это, пожалуй, и есть самая высокая оценка действий российских спецслужб, которые локализовали террористов, как говорят в армии, на дальних подступах.
Такая работа ведется ежедневно, о чем свидетельствуют результаты. Вот недавно в ходе проведения активных оперативно-розыскных мероприятий органами безопасности была получена информация о нахождении в одном из домов города Нальчика боевика, причастного к совершению преступлений. Многоэтажный дом, в котором находился бандит, был заблокирован спецподразделениями ФСБ России и МВД.
И когда во время эвакуации жителей бандит открыл беспорядочную стрельбу, бойцы спецназа выводили мирных людей из сектора обстрела под прикрытием бронированных щитов. В итоге никто не пострадал — удалось даже выманить из квартиры раненую сожительницу боевика. Был легко ранен и боец ОМОН.
А вот уничтоженный в ходе боя террорист был опознан как находящийся в федеральном розыске главарь действующего на территории Кабардино-Балкарской Республики бандподполья Роберт Занкишиев, по прозвищу Абдуллах. По данным республиканского Оперативного штаба НАК (Национального антитеррористического комитета), весной 2015 года он присягнул международной террористической организации ИГ, выступал в Сети Интернет с призывами к вступлению в ряды бандформирований и ведению террористической деятельности.
На его счету многочисленные преступления. В 2014-2015 годах. Абдуллах являлся организатором и основным участником убийств прокурорских работников и сотрудников органов внутренних дел Кабардино-Балкарской Республики. Им же в июле этого года было организовано и совершено на глазах у 10-летнего сына убийство сотрудника республиканской прокуратуры.
Новые сообщения о противодействии бандподполью на Северном Кавказе продолжают поступать едва ли не каждый день. В Дагестане оперативники получили информацию о местонахождении одного из членов бандподполья в селе Гимры. Боевика, отказавшегося сдаться и открывшего огонь из автомата, ответным огнем уничтожили.
Им оказался активный член «гимринской» бандгруппы Абдума Нустафаев — организатор и непосредственный исполнитель подрыва одного из узлов Ирганайской ГЭС в сентябре 2010 года. В 2015 году он присягнул международной террористической организации «Исмламское государство» и благодаря этому стал главарем «горного сектора» бандитского подполья.
Еще одна «наводка» помогла спецназу ФСБ России окружить банду из четырех человек в окрестностях селения Куруш в Хасавюртовском районе. В ответ на предложение сдаться бандиты открыли огонь. В результате завязавшегося боя они были уничтожены на месте. По имеющимся в Оперативном штабе данным они входили в состав так называемой «хасавюртовской» банды и были причастны к убийству в сентябре 2015 года имама сельской мечети Магомеда Хидирова.
В Ингушетии оперативники недавно обнаружили бункер с большим количеством взрывчатки и уже готовых самодельных взрывных устройств общей мощностью более 60 кг в тротиловом эквиваленте. Произошло это вскоре после уничтожения двух главарей бандподполья — Ильяса Веджиева и Беслана Махаури, последний из которых являлся в свое время доверенным лицом Доку Умарова, главаря бандитского подполья на всем Северном Кавказе.
Оба террориста тоже присягнули в июне 2015 года террористической группировке ИГ. Находилась с ними и женщина, «черная вдова», Лейла Чемурзиева, которая была ранена в ходе захвата автомобиля с преступниками. По ее показаниям, похоже, и удалось выйти на тайник с взрывчаткой. При его обследовании специалистами ФСБ России был обнаружен бункер четырехметровой глубины размером четыре на восемь метров, оборудованный под лабораторию по изготовлению взрывных устройств.
«Своевременные действия сил правопорядка позволили предотвратить планируемые бандитами теракты на Северном Кавказе и в других регионах России с использованием самодельных взрывных устройств», — прокомментировали этот случай в НАК.
Все сообщения о противодействии боевикам, присягнувшим ИГ, скорее напоминают фронтовые сводки. Если взять статистику потерь, то именно Республика Дагестан остается самой «горячей точкой» Северного Кавказа — за период с 1 апреля по 30 июня в ходе вооруженного противостояния там было убито не менее 26 человек.
В Кабардино-Балкарии во втором квартале 2015 года были ликвидированы семь предполагаемых участников незаконных вооруженных формирований. Жертвами вооруженного конфликта в Ингушетии во втором квартале 2015 года стали не менее шести человек, из которых три человека погибли и три получили ранения.
В Чеченской Республике ликвидировано два боевика и три получили ранения. Среди раненых оказался и кадий Грозненского района Чечни Адам Ильясов, автомобиль которого был подорван в ночь на 22 июня. В Карачаево-Черкесии, Республике Северная Осетия-Алания и в Ставропольском крае во втором квартале 2015 года жертв вооруженного конфликта не было зафиксировано.
И самое позитивное дополнение к этой информации: «В ходе спецоперации потерь среди личного состава правоохранительных органов и пострадавших среди гражданского населения нет».
Впрочем, борьба с ИГ в России ведется не только с применением силовых методов. Еще летом этого года ФСБ России создало новый IT-отдел, призванный бороться с вербовкой россиян в ряды «Исламского государства». Его задача — предотвращение распространения идей исламизма. Новая структура включает в себя три направления: аналитическое, социальные сети, информационное.
В первом сотрудники проводят круглосуточный мониторинг СМИ, сайтов, форумов и дают рекомендации второму и третьему подразделениям отдела. В обязанности сотрудников второго отдела входит общение с вербовщиками и радикальными исламистами в группах и сообществах в социальных сетях и на интернет-форумах. Главная задача таких «блогеров» — развенчать миф об идеологии ИГ. Специалисты третьего подразделения организуют своего рода информационные вбросы в СМИ и на просторах Интернета.
Виктор Сокирко