Термин «принцип Габриэля» обозначает тотальное замораживание в западных банках счетов олигархов-нерезидентов. Деньги на замороженных счетах могут оставаться без движения, а могут перечисляться в страны происхождения под решение назревших финансово-экономических задач. Имя вице-канцлера и министра экономики и энергетики ФРГ Зигмара Габриэля фигурирует в данном случае потому, что он предложил не выборочное, а тотальное замораживание средств олигархической верхушки в тех странах, которые создают Западу финансовые или политические проблемы.
Летом 2014 года Запад прибег к санкциям против России. Российским чиновникам, попавшим в чёрные списки, был закрыт въезд в страны ЕС и США, их счета за рубежом были заморожены. В списках насчитывалось несколько десятков человек, но Зигмару Габриэлю этого показалось мало. Он предложил действовать «широким фронтом»: заморозить счета не отдельных физических лиц, а поголовно всех российских олигархов.
Тогда его предложение поддержки на Западе не нашло. В апреле 2015 г. Габриэль выступил с аналогичной инициативой, но уже по отношению к греческим олигархам. Он рекомендовал греческому премьер-министру Алексису Ципрасу не просить новой помощи у «Большой тройки» кредиторов (МВФ, ЕЦБ и Еврокомиссия), а повысить собираемость налогов и вернуть в страну те капиталы, которые тайком были выведены из Греции и размещены в зарубежных европейских банках. Все, что требовалось от Ципраса, — официально обратиться к странам Европы с просьбой заморозить средства богатых и свербогатых греков. Ципрас предложение Габриэля проигнорировал.
В конце июня 2015 года, когда Греция не перечислила деньги в погашение долга перед МВФ (фактически оказалась на грани дефолта), Габриэль обрушился на Ципраса, заявив, что греческий политик только на словах левый, а на самом деле стоит на страже интересов греческих богачей. «Ежедневно, в течение месяцев средства в размере миллиарда евро выводятся из Греции за границу. Это средства не бедных людей в Греции, а богатых. Откуда эти деньги? Это деньги ЕЦБ. Кто предоставляет эти деньги? Между прочими, немецкие налогоплательщики и налогоплательщики еврозоны. Поэтому я считаю скандалом тот факт, что якобы левое правительство допускает вывод денег из страны со стороны обеспеченных граждан и ни разу не обратилось в ЕС с запросом о том, чтобы счета этих граждан, которые не платят налогов, были заморожены», — заявил Габриэль.
Однако вот что удивительно: Зигмар Габриэль не трогает Украину, хотя эта страна сегодня стоит на грани дефолта точно так же, как несколько месяцев назад на грани дефолта была Греция.
Сразу же после переворота на Украине кое-какие средства новые власти заморозили, но очень выборочно. В список попали 18 человек: Виктор Янукович, двое его сыновей, а также ряд чиновников из окружения Януковича. В конце февраля Швейцария заблокировала в своих банках счета Януковича и имущество еще 20 украинских политиков и чиновников с Украины. Активы 18 граждан Украины заморозила также Австрия. Такие же меры в отношении 20 украинцев приняли власти Лихтенштейна. Однако ни о каких планах тотальной зачистки зарубежных счетов Киев не выдвигал.
И вот в конце марта сего года Яценюк громогласно заявил: Украина вместе с партнерами из ЕС и США будет выявлять иностранные счета коррупционеров. Этому предшествовало театрализованное представление: 25 марта в зале заседаний Кабинета министров Украины оперативники провели задержание главы Государственной службы по чрезвычайным ситуациям Украины Сергея Бочковского и его заместителя Василия Стоецкого. Им предъявили обвинение в незаконном открытии или использовании за пределами Украины валютных счетов. И тогда же Яценюк пообещал поставить борьбу с выводом финансовых средств за границу на серьезную основу. «Мы вместе с нашими европейскими и американскими партнерами будем проводить совместные действия для выявления фактов коррупции и для выявления иностранных компаний, счетов, карточек, собственности за пределами Украины, которая принадлежит украинским чиновникам, обвиняющимся в коррупции», — заявил он.
Однако продолжения не было. За семь месяцев было выявлено всего несколько счетов, на которых суммы исчислялись миллионами долларов. Серьезных денег для борьбы с дефолтом эта мера дать не могла. Главное же, наскоки производились только на отдельных чиновников, об олигархах, которые могли бы дать Украине не миллионы, а миллиарды долларов, Яценюк даже не заикнулся.
И, как ни странно, насчёт тотального замораживания счетов украинских олигархов хранит молчание наш легендарный Зигмар Габриэль. Видимо, что-то социал-демократическому борцу с олигархией мешает.
Между тем зарубежные активы украинских олигархов — мощный ресурс решения многих проблем Украины. Согласно данным НБУ, общий объем зарубежных активов Украины на середину текущего года составлял 184,5 млрд. долл. Активы нерезидентов в украинской экономике — 125,9 млрд. долл. Чистая международная инвестиционная позиция Украины, представляющая разницу между вторым и первым, равна без малого минус 60 млрд. долл.
Часть зарубежных активов украинских олигархов — прямые зарубежные инвестиции (накопленные активы). На первом месте среди них — зарубежные металлургические предприятия группы «Метинвест» Рината Ахметова. Только в Европе у него 25 предприятий. Крупными являются также зарубежные активы группы «Индустриальный союз Донбасса» (совладельцы — Сергей Тарута и Виталий Гайдук), группы «Приват» (совладельцы — Игорь Коломойский и Геннадий Боголюбов), корпорации «Рошен» (Петр Порошенко), группы Ferrexpo (Константин Жеваго). Главная позиция зарубежных активов Украины — «валюта и депозиты»; по данным НБУ, она составляет почти 100 миллиардов долларов.
Однако и эти гигантские цифры представляются заниженными. Когда-то Яценюк в запале разоблачений «режима Януковича» заявил, что при его президентстве из страны было выведено в офшоры 70 миллиардов долларов. О том, сколько денег вывезли при других президентах, Яценюк умолчал. Между тем, по оценкам американского аналитического центра Tax Justice Network, за годы незалежности из Украины в офшоры было выведено 167 миллиардов долларов. Это сопоставимо с годовым ВВП Украины.
Кстати, при Януковиче бегство капитала не имело тех масштабов, которые оно приобрело в условиях режима Порошенко. Об этом говорит статистика платёжного баланса Украины. Чистое сальдо международного движения капитала Украины при Януковиче вообще было положительным (млрд. долл.): 2012 г. — 10,1; 2013 г. — 18,4. А в 2014 г., когда у власти оказались самозванцы во главе с Порошенко и Яценюком, сальдо стало отрицательным. Чистый отток капитала в 2014 году составил 8 млрд. долл. В I квартале текущего года чистый отток капитала был равен 1,5 млрд. долл. То есть при новом режиме зарубежные активы украинских олигархов продолжают расти. В этом Порошенко и Янукович могли бы пожать друг другу руки.
Может возникнуть вопрос, почему в обстановке надвигающегося на Украину дефолта никто на Западе не вспоминает о «принципе Габриэля»? Думаем, всё это до поры до времени. У Вашингтона вариант применения «принципа Габриэля» всегда остаётся в запасе. Скорее всего, этот принцип будет применён тогда, когда полномасштабный дефолт на Украине, наконец, произойдёт (что неизбежно), причём дефолт по обязательствам не только государства, но и частного сектора экономики. На 1 апреля 2015 года общий внешний долг Украины составил 126 млрд. долл. (в том числе около 40 млрд. долл. — внешний государственный долг). Для погашения обязательств украинских должников перед иностранными кредиторами никаких внутренних активов не хватит. Поэтому кредиторы и суды начнут объявлять взыскания на активы зарубежные.
И Вашингтон к применению «принципа Габриэля» готовится. Еще в апреле прошлого года в Киев в долгосрочную командировку прибыла группа американских специалистов по отмыванию денег и выявлению офшорных счетов и активов (сотрудники ФБР и других спецслужб). То, что интрига развивается медленно, не должно вводить в заблуждение: американцы просто не хотят пугать раньше времени чиновников-коррупционеров и тех, от кого они получают мзду, то есть украинских олигархов.
Валентин Катасонов